Писание от Драги: как отказаться от европейских амбиций?

Евгений Огородников
редактор отдела рейтинги «Монокль»
16 сентября 2024, 00:00
№38

«Нынешней Европе приходит конец» — таким тезисом можно объединить серию колонок и статей, вышедших в журнале «Монокль» после начала СВО. Мы много писали об экономике европейских стран, их энергетике, недвижимости, экспорте, внутренних конфликтах, проблемах госдолгов, низких темпах экономического роста, миграции, демографии и т.  д. Потом эти проблемы стали очевидны всем.

Читайте Monocle.ru в

И вот спустя два с половиной года с фанфарами с горы Олимп спустился технократ, еврофункционер, итальянец, бывший глава ЕЦБ Марио Драги и принес знание: 70-страничный документ «Будущее европейской конкурентоспособности». Суть которого можно свести к простому тезису: нынешняя Европа закончилась, надо строить новую.

Писание это вызвало шквал публикаций в европейских СМИ: кто бы мог подумать, в Европе структурный кризис!

«Рост в Европе замедляется десятилетиями. Между Европейским союзом и Америкой образовался большой разрыв в ВВП. Европейские домохозяйства заплатили за это упущенным уровнем жизни. В расчете на душу населения реальный располагаемый доход в Америке вырос почти вдвое больше, чем в ЕС, с 2000 года. На протяжении большей части этого периода замедление роста можно было бы рассматривать как неудобство, но не как катастрофу. Больше нет», — пишет Марио Драги в своей колонке в журнале Economist.

Причина такого разрыва, тоже очевидная уже много лет — низкий уровень производительности. «Население Европы будет сокращаться, и для роста ему придется больше полагаться на производительность. Если ЕС сохранит свой средний темп роста производительности с 2015 года, этого будет достаточно, чтобы поддерживать ВВП на постоянном уровне только до 2050 года», —предупреждает Драги.

Далее в своем докладе г-н Драги переходит к факторному анализу, в котором сравнивает ЕС с конкурентами — Китаем и США — и выясняет, в чем Европа проигрывает. Конечно же, еще одна важнейшая проблема — ресурсная: тот же природный газ обходится компаниям в США в пять раз дешевле, нежели ЕС (а было время, когда газ в Европе стоил дешевле, чем в США). Заметная разница в цене электроэнергии — в два-три раза. Очевидна зависимость Европы от поставок твердых полезных ископаемых из Китая и России; в том числе по критически важным материалам — на 40%. Это ставит под угрозу проект «энергоперехода».

Разумеется, внесли свой вклад пандемия и СВО. Последняя порождает неконтролируемые утечки капитала: например, для помощи Украине 78% закупок военного оборудования страны Европы осуществили за рубежом, в том числе 63% в США (то есть война больше не фактор роста экономики ЕС).

Резюме доклада: ЕС растерял все свои преимущества в экономике из-за отказа от энергоносителей из России, потери интереса со стороны США, которые перестали быть «зонтиком безопасности», и конкуренции с Китаем. Кроме того, есть проблемы стареющего населения, закостенелости законодательства и проигранной в пух и прах цифровизации. (Так что, возможно, арест во Франции основателя Telegram Павла Дурова — это новый европейский метод наверстать отставание от мира в цифровых технологиях.)

Диагноз Драги суров: Евросоюз может прекратить свое существование, если не ускорит экономический рост. Рецепт для лечения болезни: «От распада может спасти только пересмотр своих амбиций и выход на ускоренный экономический рост. Евросоюзу необходимо стимулировать инновации и снижать цены на энергоносители».

«Величайшим экономическим умом Европы» называет сайт Еврокомиссии г-на Драги. Для нас, журнала «Монокль», это очень приятный комплимент. Еще за два с лишним года до публикации стратегии мы сформулировали все указанные проблемы, более того, мы пришли к тем же выводам, которые сформулировал экономист: предсказали крах ЕС и валюты евро — и много раз писали о том, что без дешевых энергоносителей из Европы вся эта конструкция может очень быстро по историческим меркам упасть.

А теперь серьезно: такие документы не появляются сами по себе — у них всегда есть заказчик и интересант. И не исчезают в никуда — они становятся основой для законов и директив. То, что до этого абсолютно непробиваемые евробюрократы начинают подводить итоги последней пятилетки, озвучивать неприятные для себя истины и формировать долгосрочные планы, само по себе знаково: ЕС находится в точке бифуркации, и сейчас очень важно, куда качнется вектор решения насущных проблем.

Чуть более века назад закончилась Первая мировая война, основной предпосылкой которой был ресурсный и земельный голод Европы. Эта война буквально разрушила европейские государства до основания. Но не решила ни одной проблемы стран-инициаторов. Спустя два десятилетия (по историческим меркам мгновенно) восстановившаяся из пепла, вооруженная до зубов Европа вновь начала марш на восток за ресурсами и землей.

Не надо наивно полагать, что после Второй мировой европейцы разучились делать оружие и отсутствие у Германии (Польши, Италии) атомной бомбы дает хоть какие-то гарантии. Появление такого оружия у КНДР, Израиля и Ирана сняло табу на нераспространение. Уходя из Европы к себе за океан, США заберут с собой строгий ошейник с шеи милитаристов, и те очень быстро наверстают военное отставание от России: «руки помнят». Вот этого сценария хотелось бы избежать.

Владимир Путин многократно предлагал восстановить подачу газа по уцелевшей нитке «Северного потока» — решить проблему энергетики Европы. Он, как опытнейший политик современности, понимает, куда может завести шальная европейская мысль, подпитываемая ресурсным голодом. И его концепт — единая Европа от Лиссабона до Владивостока на равных правах для всех стран-участников (под российском зонтиком безопасности) — решил бы все насущные европейские проблемы: дефицита ресурсов, отставания в цифровизации и наращивания военного потенциала до уровня США и Китая.

Услышат ли европейские элиты призыв Марио Драги отказаться от амбиций?