Он — нелюдимый сторож Виктор с говорящей фамилией Чужих, многие соседи по поселку, расположенному где-то в глухих лесах под Ставрополем, чураются его и предпочитают обходить стороной. Она — успешный судья из Санкт-Петербурга Светлана Незнамова, любящая выпить в нерабочее время и ведущая несколько странную личную жизнь. Общее у них одно: они потеряли близких людей. У Виктора девять лет назад пропала жена, но он и спустя долгое время не теряет надежду ее найти. У Светланы только что исчезла приемная восемнадцатилетняя дочь. Следы пропавших ведут в темные леса Минеральных Вод, которые разделяет трасса, где регулярно исчезают люди. Недаром местные, от простых жителей до сотрудников правоохранительных органов, называют этот отрезок шоссе Бермудским треугольником. И теперь Виктор и Светлана, понимая, что следствие не на их стороне, вынуждены действовать самостоятельно.
Кто-то мог вкратце ознакомиться с «Трассой» еще в апреле на 46-м Московском кинофестивале, где телешоу удостоилось быть приглашенным в качестве участника программы сериалов «Первая серия». Проект тогда лично представила творческая команда сериала: режиссер-постановщик Душан Глигоров, автор сценария и продюсер Олег Маловичко и другие продюсеры и члены съемочной группы. Странно, что на премьере не было Александра Цекало, ведь это первый совместный проект его компании «Среда», специализирующейся на драматически сложном материале, и Okko, любящей зрительские истории.
Отчасти так и получилось. Для начала это захватывающий триллер, который очень любит массовая аудитория. Совсем недавно медиахолдинг Rambler & Co совместно с Okko провели исследование, из которого узнали, почему россияне предпочитают смотреть остросюжетные детективы. 60% опрошенных считают, что главное в триллере — напряженный и интригующий сюжет, а 76% отметили, что смотрят остросюжетные фильмы и сериалы в любом настроении.
«Трасса» начинается с шок-контента, затягивающего любого поклонника жутких историй. В деревне Ставропольского края рано утром тринадцатилетняя девочка Вита берет отцовское ружье и убивает всю мирно спящую семью, после чего пытается повеситься. Из петли ее вынимает Виктор Чужих, случайно проходивший мимо. Первый же вопрос Виктору и следствия, и зрителей: «Почему ты? Ведь у тебя давно пропала жена и твоя непричастность к ее исчезновению до сих пор не доказана». На это сторож и бывший полицейский дежурно бубнит: «Оперативно среагировал на звуки выстрелов, быстро сориентировался в ситуации».
Хорошо, детективную часть можно оставить в покое: она заведена, как бомба замедленного действия, с первых же секунд сериала. Что у нас с личным? Вот что: в это же время в неполной семье Незнамовых происходят драматические события. Приемная дочь Светланы Кира отмечает свое восемнадцатилетие, и по уговору с мамой она должна узнать правду о своих биологических родителях. Светлана отделывается отговорками в стиле «не сейчас, потом-потом», после чего Кира тайком сбегает из дома, а последнее сообщение от нее приходит, согласно геолокации, с той самой трассы в ставропольских лесах. И судя по тому, что написала девочка, она в смертельной опасности. Светлана немедленно вылетает в Минеральные Воды, где знакомится с Виктором и следователем Эльвирой Бараевой. Последняя в один и тот же день получает сразу два сложных дела: с Витой, расстрелявшей семью, и с Кирой, каким-то образом оказавшейся в непролазных лесах. Надо ли объяснять, что через какое-то время эти два разных дела окажутся одним общим?
«Трасса» — отличный пример сериала, когда все складывается так, что язык не поворачивается назвать его продуктом для телика. Фильм отлично придуман, написан и снят. Камера Батыра Моргачёва так снимает леса, и с верхней точки, и проникая внутрь, и показывая бескрайние просторы Юга России, что хочется воскликнуть: это же нужно смотреть в кино, на больших экранах!
Но не только поэтому. У триллера выдающийся кастинг. Судью с темным прошлым играет Карина Разумовская. Роль бывшего мента Виктора — Александр Ильин-младший, бегущий прочь от сыгранного им в «Интернах» образа Лобанова. Упертую следовательницу, ведущую одновременно два дела, сыграла Анна Михалкова. В других ролях менее известные, но не менее талантливые артисты. У всех них свои тараканы.
Впрочем, здесь у каждого, даже у эпизодических персонажей, не все в порядке. В фильме все чего-то недоговаривают. Светлану не хотят вводить в курс дела, чтобы не волновать судью: еще вчера выносила жесткие приговоры, не думая о дальнейшей судьбе подсудимых, а сегодня в растерянности, запивает снотворное коньяком и сидит в номере отеля, упершись взглядом в одну точку. Выясняется, что Светлана многих знает в этом городке, а еще больше жителей помнят и знают ее. Она встречает в городке свою мать и почему-то грубо отталкивает ее. Местные проститутки знают ее как Свету Стрелку: «Мы же все проститутки. Ты трахаешься с мужем за еду, а мы — за деньги».
Здесь каждый за себя. Волонтеры-поисковики не находят общего языка с полицейской Эльвирой и работают по своим методикам. Жители села сторонятся Виктора Чужих. Сам нелюдимый вдовец, оказывается, все девять лет маниакально собирает случаи пропажи людей в тех краях. Многие думают, что он до сих пор разыгрывает спектакль и его косвенная причастность к страшному убийству семьи не случайность. Врачи-психиатры не пускают следователей к девочке Вите. Сотрудницы детского дома не идут на контакт.
Тут еще выясняется, что на последнем видео, запечатлевшем питерскую потеряшку, видно, как Кира садится в машину, принадлежащую убитому отцу Виты. Светлана сомневается в компетентности местной полиции и начинает вести отдельное расследование вместе с Виктором, постоянно вступая с ним в споры, перерождающиеся в сексуальное насилие, при этом непонятно, кто кого насилует. Она обвиняет Чужих в том, что тот пользуется ее уязвимым ослабленным положением. Он ее — в том, что спит с каждым встречным. Но друг без друга они не могут. Как говорит герой Ильина, когда следствие отказывается работать с ними, «они нас саботируют. Их надо постоянно дергать. Мы с вами можем хоть что-то сделать, если будем друг другу помогать».
От серии к серии ни один из вопросов не разрешается, наоборот, клубок тайн без решений только нарастает. Причастны ли к исчезновению людей власти? Кто тот маньяк, на которого наткнулись волонтеры, но он умудрился сбежать и почему нам не показывают его лицо? Почему в черном мешке оказывается только тело безымянной жертвы, без головы и без рук? Что скрывает директор детдома, где жила Вита? И почему она активно начинает сжигать дела своих давних приемышей? Что знают одноклассники Виты и о чем шепчутся на переменах? И так далее и так далее.
Все чего-то недоговаривают, и это работает на атмосферу сериала и усиливает интригу сюжета. В конце концов, персонажи «Собаки Баскервилей» тоже говорят полунамеками, и это делает Конан Дойла мастером литературного триллера.
Волонтеры, леса, отсутствие ответов — все это напоминает «Нелюбовь» Андрея Звягинцева. Есть даже похожая и столь же безумная сцена в морге. Дуэт режиссера Душана Глигорова и сценариста Олега Маловичко, только что прекрасно выстреливших с «Хрустальным», в «Трассе» снова показывает, что в российском обществе есть неуютные темы, о которых надо говорить. Здесь все работает на кошмарный липкий страх, корни которого следует искать не в ставропольских лесах, а в людях, населяющих «Трассу». В первую очередь Глигоров и Маловичко исследуют не равнодушие людей, а их страх оказаться внутри любого неудобного случая. Обывателям важно, чтобы был безопасен путь из дома в магазин и обратно. Все, что находится поодаль, вызывает ощущение дискомфорта.
Организованные группы людей ничего не добиваются и готовы бросить важное дело, повторяя, как мантру, что бывали случаи, когда людей находили после скольких-то часов — дней — недель — лет. Но за ответами упорно следуют одиночки. В связи с этим вспоминается фраза кого-то из великих: «Двадцать первый век будет веком непрофессионалов и одиночек». И, как ни печально, это так. Во всяком случае, выводам Глигорова и Маловичко почему-то веришь.