«Не-е-ет, такую колбасу вы вряд ли найдете: сейчас везде кладут этот Е621» — с этими словами продавщица фирменного колбасного магазина «Владимирский стандарт» у метро «Текстильщики» в Москве все же начала перебирать ассортимент бренда, включающий не один десяток позиций, прилежно читая состав на этикетке. Действительно, колбасы без пресловутой пищевой добавки — усилителя вкуса там не нашлось. Зато нашлись пельмени премиальной линейки Vladbeef — без «Е», зато с курятиной в составе говяжьего фарша.
Группа агропредприятий (ГАП) «Ресурс» основана в 2002 году в Краснодарском крае. Специализируется на производстве и переработке бройлеров.
Производственные активы — 13 птицеводческих (объем производства — 1 млн тонн мяса), три животноводческих (КРС), три овцеводческих комплекса в 15 регионах.
Число сотрудников — 33,7 тыс. человек.
Выручка — 197 млрд рублей.
К чему это все? А к тому, что недавно стало известно о готовящейся сделке по продаже «Владимирского стандарта», крупного межрегионального производителя мясной гастрономии с выручкой 18 млрд рублей, группе агропредприятий «Ресурс» (ГАП «Ресурс»), лидеру в области поставок мяса птицы (выручка — 197 млрд рублей). Проблем в бизнесе у «Владимирского стандарта» нет: компания, основанная в 2000 году, постоянно растет, у нее хорошая рентабельность. Скорее всего, причиной сделки стала гибель основателя и акционера компании Павла Антова в 2022 году. Интерес же к колбасе со стороны ГАП «Ресурс» — сугубо бизнесовая история о крутом стратегическом повороте «куриного короля» и формировании нового многопрофильного холдинга-гиганта.
Уже сейчас ГАП «Ресурс» по объему бизнеса — с учетом поглощения «Владимирского стандарта» — вплотную приблизится к лидеру мясного рынка ГК «Черкизово» (выручка в 2023 году — 227 млрд рублей). Но, судя по всему, у «Ресурса» более амбициозные планы. Анализ сделок компании в аграрной и пищевой отраслях за последние годы показывает, что она не просто собирается занять одну из первых строчек в рейтинге производителей мяса, а планирует стать универсальным холдингом, включающим наряду с мясным молочное и растениеводческое направления. Аналогов такой стратегии в данной «весовой категории» на рынке пока нет.
История успеха
На первый взгляд у ГАП «Ресурс» все было хорошо в их основном сегменте. Компания, созданная ставропольским предпринимателем Виктором Наурузовым в 2002 году на базе арендованной птицефабрики в Краснодарском крае, сегодня объединяет 15 птицеводческих комплексов, включающих в себя переработку и кормопроизводство, и территориально охватывает всю европейскую часть России и Урал.
При этом холдинг рос не только вместе с отраслью, которая одной из первых среди пищевых пережила подъем в 2000-е годы после общего спада 1990-х. Даже в 2020 году, когда рынок бройлеров уже стагнировал, прибавив всего 0,3%, выручка «Ресурса» увеличилась на 34%. Такая динамика бизнеса стала возможной благодаря стратегии поглощения все новых «куриных» активов и одновременного инвестирования в их модернизацию. В частности, в 2020 году в состав компании вошел крупнейший в Оренбургской области птицеводческий комплекс «Уральский бройлер», открывший холдингу путь на рынок Урала и Сибири.
В 2021–2023 годах компания продолжала приобретать птицеводческие предприятия, теперь уже в Саратовской, Тверской и Вологодской областях, а также арендовала мощности у ГК «Белая птица» в Белгородской и Ростовской областях. При этом на ростовской площадке в 2021 году было организовано производство инкубационного яйца, позволившее компании отказаться от закупок за рубежом, доля которых достигала 20% от потребности. Кстати, «Ресурс» в числе первых на рынке задумался о необходимости полностью избавиться от импорта инкубационного яйца, инициировав в 2021 году обсуждение проблемы на уровне федерального правительства.
В итоге компания стала лидером рынка куриного мяса; по объему выпускаемой продукции, превышающему 1 млн тонн, с ней соперничает только ГК «Черкизово» (985 млн тонн). А благодаря широкому территориальному охвату производства ГАП «Ресурс», по мнению эксперта ИКАР Анны Кудряковой, практически может диктовать условия рынку. Тем не менее еще в 2020 году в компании было принято стратегическое решение о выходе в новый сегмент мясного рынка — выращивание крупного и мелкого рогатого скота.
Монополисты тоже плачут
В 2020 году аналитики заговорили о насыщении рынка курятины. С тех пор тренд не изменился: в 2023 году рынок бройлеров прибавил всего 0,5%. Положение усугубляется ростом цен, связанным с санкциями, в результате которого массовый потребитель частично переключился на свинину. О потолке спроса говорит и уровень потребления курятины: оно достигло 35 кг на человека в год, что является одним из лучших показателей в мире — выше только в США (53 кг), Израиле (68 кг) и Сент-Винсенте и Гренадинах (98 кг).
Заметим, что ГАП «Ресурс» вместе с ГК «Черкизово», своим основным конкурентом, занимают около 40% рынка бройлеров. И если говорить о возможностях диктата монополистов на рынке, то при насыщении спроса они минимальны. Кстати, стратегии обеих компаний-лидеров в птицеводстве во многом похожи. «Черкизово», охватив европейскую часть, практически одновременно с «Ресурсом» двинулась на восток, поглотив крупнейший бройлерный холдинг в Башкирии. Борьба этих гигантов за территорию связана в том числе со стремлением наращивать рентабельность за счет поставок охлажденной курятины, которая в рознице дороже замороженной.
Оба холдинга развивают вертикальную интеграцию бизнеса и производство полного цикла, в частности в кормах: занимаются переработкой масличных культур с получением растительного масла как товарного продукта. Благодаря этому рентабельность бройлерного бизнеса у обеих компаний довольно высокая — около 20%, в то время как средний показатель по рынку, по оценке Российского птицеводческого союза, упал до 3–5%.
Тем не менее фактор предела роста сегодня является доминирующим. Не спасает даже экспорт, который в ГАП «Ресурс» развивают с 2012 года, преимущественно в страны Африки и Ближнего Востока. С этой целью холдинг в 2017 году сертифицировал свою продукцию в ОАЭ по стандарту «халяль». Сегодня экспортная выручка компании достигла 15% от общего объема продаж, и это, судя по всему, практически предел: в российском экспорте в ОАЭ продукция ГАП «Ресурс» составляет 96%. Что касается расширения отечественной ниши на мировом рынке, то в последнее десятилетие усилий в этом направлении на всех уровнях, вплоть до федерального, прикладывается достаточно много, однако дело это сложное. В 2021 году доля российских экспортных поставок куриного мяса достигла всего 1,8%. Для сравнения: у Бразилии, лидера мирового экспорта, она составляет 23,2%, у США — 15,9%, у Польши — 10,7%.
Рынок заговорил о стагнации в 2020 году, но в ГАП «Ресурс», судя по всему, озаботились этим намного раньше. Во всяком случае, первую овцеводческую ферму на Ставрополье компания купила еще в 2013 году. В 2016-м появилась ферма в Калмыкии. А в 2021 году на арендованной в Ростове площадке началось строительство овцеводческого кластера стоимостью 1,5 млрд рублей, включающего создание стада численностью до 100 тыс. голов и переработку продукции. Проект пока не завершен, но в 2022 году перерабатывающие мощности уже были введены в эксплуатацию.
В 2021 году стартовало колбасное направление. В Саратовской области ГАП «Ресурс» приобрел у компании «Интегра» не только очередную птицефабрику, но еще два мясокомбината и молочную ферму. В 2023 году был куплен животноводческий холдинг в Марий Эл, в состав которого входила птицефабрика, молочная ферма и колбасное предприятие. А в феврале 2024 года к числу активов добавился мясной комплекс «Шувалово» в Костромской области — три свиноводческие фермы и комбикормовый завод. Последняя сделка логически примыкает к готовящейся покупке «Владимирского стандарта», располагающего крупными перерабатывающими мощностями.
Во всех «мясных» сделках прослеживается привычная стратегия ГАП «Ресурс» — территориальная экспансия, охватывающая в первую очередь Юг и Центр России, и максимальная вертикальная интеграция бизнеса, от собственных ферм до переработки. Причем переработка постепенно углубляется: если поначалу речь шла лишь о тушках и их частях, то затем появилось производство полуфабрикатов, а с покупкой колбасных мощностей цикл переработки в холдинге завершился. Кроме того, благодаря приобретению «Владимирского стандарта», владеющего сетью из 12 магазинов в Москве, у компании впервые может появиться свое розничное звено в сбытовой цепочке.
Чего до сих пор не было у ГАП «Ресурс», так это горизонтальной интеграции, когда куриное и мясное направления дополняют и усиливают друг друга как в сбытовых каналах, так и в продуктах. Но теперь появились пельмени от «Владимирского стандарта», где говяжий фарш смешан с куриным, — таким образом холдинг использует новый канал продвижения собственной курятины к конечному потребителю. Кстати, ГК «Черкизово» давно этим пользуется, добавляя курятину в свои сосиски.
Если уж говорить о горизонтальной интеграции, то у ГАП «Ресурс» есть шанс стать своего рода пионером пионером, объединив под одной крышей не только птицу и мясо, но и молоко. Подобных примеров на рынке пока нет, по крайней мере среди первой десятки агрохолдингов. То же «Черкизово» в свое время, наоборот, разделило мясное и молочное направления на отдельные бизнесы, не связанные друг с другом. Но в случае с «Ресурсом» все иначе: если покупки в 2021 и 2023 годах молочных ферм в Саратовской области и в Марий Эл еще могли казаться случайными, поскольку входили в состав приобретаемых животноводческих активов, то в 2024 году четко проявилась уже знакомая стратегия. Была приобретена подмосковная компания «АИСФеР» с брендом «Правильное молоко» — производитель полного цикла, от выращивания кормов до переработки.
P. S. А колбаса «Владимирский стандарт» оказалась вкусной, несмотря на Е621.