Десятого января, под занавес действия своих полномочий, администрация Джо Байдена нанесла чувствительный удар по российскому ТЭКу.
Блокирующие санкции минфина США введены в отношении как самих нефтегазовых компаний — «Газпром нефти» и «Сургутнефтегаза» (включая их «дочки» с долей в капитале свыше 50%, в частности под санкции подпала сербская энергетическая компания NIS, 56,15% которой принадлежат «Газпром нефти» и «Газпрому»), —так и важных контрагентов российских нефтяников. Это трейдеры, страховщики, перевозчики, участвующие в экспорте сырья (183 танкера и компания «Совкомфлот»; на минувшей неделе ряд китайских портов уже отказал нескольким судам с российской нефтью в разгрузке), причем не только из России. Так, в список вошли нефтетрейдинговые компании из Гонконга и ОАЭ, наказанные за то, что торговали российской нефтью. А еще под санкциями оказались страховые компании «Ингосстрах» и «АльфаСтрахование», которые только в 2024 году получили аккредитацию для работы в Индии.
США также внесли в санкционный список «Восток Ойл», перспективный проект «Роснефти» в Арктике, и два действующих проекта по сжижению природного газа — СП «Газпрома» и «НоваТЭКа» «Криогаз-Высоцк» и предприятие «Газпрома» «Портовая». Под санкции, кроме того, подпали крупные добытчики угля «Кузбассразрезуголь», «Русский уголь» и «Колмар», СП «Росатома» и «Норникеля» «Полярный литий», осуществляющее перспективный проект по добыче лития, а также компания «Русгазальянс» — оператор разработки Парусового, Северо-Парусового и Семаковского месторождений в ЯНАО. В санкционный список вошли больше 30 нефтесервисных компаний.
Персональные блокирующие санкции США введены в отношении 37 руководителей компаний российского энергетического сектора. Среди них председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков, гендиректор «ЛУКойла» Вадим Воробьев, глава «Зарубежнефти» Сергей Кудряшов, гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев, глава «Башнефти» Владимир Чернов, глава «Татнефти» Наиль Маганов, заместители министра энергетики РФ Роман Маршавин и Эдуард Шереметцев.