Дональд Трамп так активно начал спасать американскую экономику, что сложилось впечатление, будто экономика США — полудохлая старая лошадь. И кажется, что драматически падающий внешнеторговый баланс и столь же драматически растущий государственный долг свидетельствуют именно об этом. Но может быть, и то и другое всего лишь результат ошибочной и расточительной экономической политики, которой придерживались американские демократы? А сердце главной экономики мира еще бьется ровно и она способна долгие годы оставаться первой?
Об этом мы говорим с член-корреспондентом РАН Виктором Супяном, который занимается американской экономикой несколько десятилетий. Он обращает внимание на то, что американцы серьезно опережают все крупные страны мира и по производительности труда, и по наукоемкости практически всех промышленных отраслей, что и дает им огромное преимущество.
— Насколько сильна или слаба американская экономика? Торговый баланс США сокращается уже тридцать лет, несмотря на предпринимаемые с 2009 года попытки американцев остановить этот процесс. Почему якобы сильная американская экономика не может укрепить свои позиции на внешних рынках?
— Торговый баланс лишь один из элементов совокупной картины, о которой надо вести речь, если мы хотим понять, что представляет собой американская экономика. Конечно, если исходить из общих соображений, отрицательный торговый баланс — это плохо. Но для Америки в этом есть плюсы, потому что с помощью торговли они получают дешевые товары, которые, если бы они производились в Америке, стоили бы гораздо дороже. Поэтому я считаю, что превышение импорта над экспортом имеет большие преимущества для США. Все это естественно до определенной черты, и особенно это важно при рассмотрении отношений между конкретными странами. Одно дело — торговый баланс в целом, другое дело — торговый баланс между США и Китаем.