Во втором десятилетии XXI века робототехника стала объектом многомиллионных инвестиций по всему миру. Демографические сдвиги, прежде всего старение населения и изменение предпочтений рабочей силы, а также стремление стран к промышленному лидерству заставляют ведущие экономики вкладывать в роботизацию огромные средства. Стратегии у всех разные: например, в Японии основное внимание уделяется инновациям, а ключевыми секторами остаются медицина и уход за пожилыми людьми, а Китай стремится к технологической гегемонии.
В РФ всеобщая роботизация объявлена национальным приоритетом указом президента Владимира Путина в мае прошлого года. Согласно этому документу, Россия к 2030 году должна войти в топ-25 стран по плотности роботизации, поднявшись с нынешнего 43-го места. Особенно в подобном обновлении нуждаются автомобильная, электронная и пищевая отрасли.
Для этого отечественным предприятиям придется увеличить количество эксплуатируемых роботов почти в девять раз — с 14 382 в 2024 году до 123 тыс. к 2030-му, а плотность роботизации повысить с нынешних 19 роботов на 10 тыс. работников до 194, подсчитала консалтинговая компания Kept.
Национальный проект «Средства производства и автоматизации» ставит чуть менее амбициозные цели: 145 роботизированных систем на 10 тыс. человек. Но это в любом случае немного. Для сравнения: плотность роботизации в Южной Корее составляет 1012 единиц на 10 тыс. сотрудников, а в среднем по миру этот показатель равен 162.
Реализация проекта поручена Минпромторгу, который явил миру национальную программу «Развитие промышленной робототехники и автоматизации производства» с инвестициями порядка 350 млрд рублей. Кроме того, министерство разработало меры государственной поддержки для производителей, интеграторов и потенциальных заказчиков роботизированных систем.
Беспрепятственное внедрение
Одной из последних объявленных мер стало обещание компенсировать предприятию 20% затрат на внедрение промышленного робота вне зависимости от того, импортный он или отечественный. Как сообщили «Моноклю» в Минпромторге России, старт конкурсного отбора запланирован на конец апреля 2025 года, объявление будет размещено на сайте Государственной информационной системы промышленности (ГИСП), где обычно публикуется информация о мерах господдержки. Причем Минпромторг не намерен ограничивать количество техники.
«Внедрение роботов требует больших первоначальных вложений (закупка оборудования, интеграция, обучение персонала), а субсидия позволит компенсировать часть затрат, которые ложатся на бизнес. На наш взгляд, это является эффективной мерой для стимулирования ускоренной роботизации предприятий», — заявил представитель министерства.
У отечественных производителей роботов идея Минпромторга энтузиазма не вызывает. «Конечно, нас это смущает, — говорит Константин Толстой, директор по развитию компании “Робопро” (производитель коллаборативных роботов). — Ранее предполагалось, что российские роботы станут субсидироваться дважды: будет скидка на саму технику и кешбэк от ячейки. Так мы бы точно смогли конкурировать по цене с китайскими производителями, поскольку у них объективно более дешевые устройства — не только из-за объемов производства, но и по компонентам, а также благодаря серьезным мерам внутренней поддержки. Поэтому мы надеемся на какие-то изменения».
Директор Национальной ассоциации участников рынка робототехники Ольга Мудрова разницу в стоимости отечественных и зарубежных роботизированных систем объясняет зависимостью от иностранных комплектующих и небольшими объемами производства. Для того чтобы этот ценовой разрыв сократился, необходим серийный выпуск отечественных промышленных роботов. Пока речь идет о малых сериях, их нельзя сделать дешевле. «Впрочем, с учетом мер поддержки, которые анонсируются в национальном проекте Минпромторга, стоимость отечественных продуктов будет сопоставима с зарубежными аналогами», — считает она.
В поисках покупателя
Предлагаемые министерством меры поддержки также включают в себя субсидии, покрывающие до 70% затрат на НИОКР, а в сегменте электронного машиностроения — возмещение до 90% всех расходов на научно-исследовательские работы в размере до 2,5 млрд рублей за весь срок реализации проекта. Программа предусматривает гранты для малых предприятий до 30 млн рублей и льготное кредитование для производителей и интеграторов — 9,3% при сумме займа до 100 млрд.
По мнению Ольги Мудровой, основное внимание сейчас уделяется непосредственно внедрению роботизированных систем, в меньшей степени меры господдержки ориентированы на разработку новых технологических продуктов. «В текущих условиях нехватки кадров и необходимости обновления парка оборудования нам действительно важно стремиться к большей автоматизации промышленности», — уверена она.
Директор Национальной ассоциации участников рынка робототехники также считает, что логика национального проекта нацелена на стимулирование спроса. «Помогая бизнесу справиться с инвестиционной нагрузкой в рамках проектов по внедрению промышленных роботов, большее количество заказчиков вовлекается в процедуру автоматизации и роботизации, — полагает Ольга Мудрова. — Традиционная формула “спрос рождает предложение” в этом случае тоже работает. Большее количество заказов обеспечит работой и производителей, и интеграторов робототехнических комплексов».
Основатель крупнейшего российского производителя — компании «Завод роботов» — и генеральный директор Челябинского кузнечно-прессового завода Андрей Гартунг согласен, что одной из основных задач является гарантированный спрос на произведенную продукцию и формирование единых подходов к ее внедрению по отраслям. Но ключевой проблемой, по его словам, служат ограничения на стороне заказчиков. «Даже самые продвинутые руководители предприятий не уверены в необходимости что-то автоматизировать. Роботизация ведь требует усилий, изменения технологических процессов. А генеральный директор зачастую находится в заложниках у собственных технологических служб, которые, например, утверждают, что у предприятия небольшие серии, много переналадок, а значит, робота поставить нельзя», — рассказал эксперт на бизнес-завтраке «Промышленная роботизация в России», организованном Kept.
Отечественную промышленность ждет беспрецедентное увеличение числа промышленных роботов на 100 тыс. работающих. Российские производители этих машин вряд ли сумеют выпустить нужное количество. Выход очевиден: поставки из Китая
По мнению Андрея Гартунга, сейчас необходимо заниматься вопросами образования и повышения информированности, поэтому Завод роботов совместно с властями Челябинской области создал Федеральный центр роботизации промышленности. «Организация некоммерческая, ее миссия в том, чтобы помочь промышленным предприятиям как можно быстрее внедрить промышленных роботов. Принцип работы — единое окно, где можно получить консультацию по всем аспектам автоматизации», — поясняет он.
Разработанные Минпромторгом меры своевременны, и финансирования более чем достаточно. «Беспрецедентный рост производства в России при низком уровне безработицы делает промышленную роботизацию очень перспективным направлением для отечественных промышленных компаний. Сейчас информацию о преимуществах роботизации необходимо донести до предприятий. Я уверен, что они ими воспользуются. Условия для этого созданы», — заключает эксперт.
Условия для развития
Руководитель отдела автоматизации крупнейшего российского интегратора роботизированных систем компании «Вектор Групп» Алексей Кудрявицкий отмечает, что существующие программы роботизации не всегда легкодоступны. «Интеграторы сталкиваются с высокой стоимостью залогового обеспечения для кредитов и сложностями в оформлении субсидий из-за бюрократических барьеров», — указывает он. Конечно, компании-интеграторы благодарны за уже реализуемые меры, такие как льготные кредиты и субсидии на НИОКР, «однако для масштабирования роботизации в промышленности этих мер пока недостаточно. Надеемся, что программы поддержки станут более доступными как для интеграторов, так и для заказчиков».
Руководитель отдела автоматизации «Вектор Групп» считает, что поддержку важно расширить на этапе внедрения решений — например, ввести компенсации для предприятий, закупающих роботизированные комплексы. «Это создаст дополнительный стимул для клиентов и ускорит окупаемость проектов», — говорит эксперт.
Константин Толстой предполагает, что меры еще будут корректироваться: «Если коллеги из Минпромторга увидят, что мер недостаточно или они работают неэффективно, то последуют какие-то изменения».
И «Вектор Групп», и «Робопро» рассматривают для себя возможность участия в программах государственной поддержки. «Необходимо более подробно изучить требования и условия этих программ. Например, льготное кредитование позволит удешевить наши решения для конечного потребителя, что сделает роботизацию более доступной», — отмечает Алексей Кудрявицкий.
По словам Константина Толстого, его компания очень рассчитывает на субсидирование НИОКР и скидки на роботов. «Эту скидку мы будем дальше транслировать на рынок, чтобы снизить цену технологических комплексов на базе российских роботов и тем самым стимулировать увеличение спроса», — объясняет он.
Андрей Гартунг сообщает, что Завод роботов уже активно пользуется мерами поддержки, однако не уточняет, какими именно.
Главными вызовами для интеграторов, по мнению Алексея Кудрявицкого, являются дефицит квалифицированных кадров, нехватка инженеров, способных работать с современными робототехническими системами, а также ограниченный ассортимент отечественных компонентов. «Примерно 80 процентов комплектующих мы закупаем за рубежом. Это повышает риски из-за колебаний валютных курсов, вводимых ограничений на поставку некоторых компонентов и так далее», — отмечает эксперт.
Роботы локальные и не очень
Проект Минпромторга содержит комплекс мер, которые ориентированы как на отечественную продукцию, имеющую сертификат происхождения на территории РФ, так и на робототехнические устройства в целом. Но на локальные продукты скидка предполагается больше. «Если взять весь комплекс мер поддержки, то стоимость российских робототехнических систем для конечного заказчика может снизиться почти на 90 процентов», — говорит Ольга Мудрова.
На сегодня такой сертификат есть только у двух компаний: «Эйдос Робототехника» и «Промобот». Резидент «Сколково» компания «Промобот» о своем включении в реестр сообщила в начале апреля. Коллаборативный манипулятор Promobot M13 может использоваться для решения широкого спектра задач: перемещения, сварки, зачистки, наплавки, разгрузки-погрузки, сборки и неразрушающего контроля качества различных изделий, а также для автоматизации и роботизации технологических операций.
«Робопро» сейчас занят подготовкой документов и производства к прохождению сертификации для внесения в реестр российской продукции в рамках постановления правительства о локализации и надеется завершить процедуру к началу лета. Директор по развитию компании полагает, что в будущем порог локализации будет повышен и, чтобы выполнять требования по общему количеству баллов, понадобится переход на комплектующие, которые пока в России не производятся. «Мы знаем, что сейчас ведется активная работа по формированию производителей этих комплектующих, в том числе с поддержкой от Минпромторга», — добавляет он.
Андрей Гартунг заверяет, что уровень локализации RusRobot уже сейчас больше 50%, что соответствует необходимому для получения господдержки. «По итогам 2027 года мы импортозаместим все критические компоненты, и уровень будет превышать 90 процентов», — говорит он. Впрочем, сертификата соответствия у компании пока нет.
Ольга Мудрова замечает, что получение сертификата достаточно трудоемкий процесс. Помимо самой локализации значение имеет также вопрос серийности. По словам эксперта, «производителю необходимо вычленить модель робота, которую можно тиражировать, сформировать на него конструкторскую и техническую документацию, подготовить все необходимые документы и пройти все административные процедуры».
А пока российские компании собирают документы, о локализации задумались их конкуренты из КНР. Так, китайская компания CRP уже в 2025 году планирует запустить в Московской области производство промышленных роботов мощностью 1000 единиц в год — соответствующее соглашение между министерством инвестиций, промышленности и науки Подмосковья и CRP Automation Russia было подписано прошлым летом. На каком этапе сейчас находится реализация проекта, представители министерства и CRP сообщить отказались.
Надо сказать, что промышленные предприятия роботов как таковых не покупают — они приобретают комплексное робототехническое решение, разработанное интегратором под конкретные производственные задачи. Однако только два из опрошенных Kept 24 интеграторов сообщили о своем опыте сотрудничества с российскими производителями. Пока «интеграторы оценивают уровень конкурентоспособности российских производителей промышленных роботов ниже среднего, отмечая низкое качество оборудования и сервиса», — пишет Kept в своем исследовании рынка.
«Российские производители промышленных роботов — молодые компании, которые только начинают свой путь в высококонкурентной среде. Им критически не хватает опыта, который иностранные конкуренты нарабатывали десятилетиями. Например, такие гиганты, как KUKA или FANUC, десятилетиями тестировали свои решения на тысячах предприятий, что позволило им довести продукты до эталонной надежности», — объясняет Алексей Кудрявицкий. По его мнению, отечественным производителям необходимо создавать тестовые полигоны для апробации технологий в реальных производственных условиях, внедрять пилотные проекты на предприятиях, чтобы собирать обратную связь и дорабатывать решения, а также укреплять сотрудничество с интеграторами, которые могут помочь адаптировать роботов под специфику отраслей. Для ускорения же развития отрасли в целом важно иметь государственное софинансирование пилотных внедрений; стимулировать спрос — например, через налоговые льготы для предприятий, выбирающих отечественных роботов; создавать отраслевые консорциумы, где производители, интеграторы и заводы смогут совместно решать задачи.
Сколько стоит
В рамках федерального проекта «Развитие промышленной робототехники и автоматизации производства» на 2025–2027 годы в бюджете на все механизмы господдержки заложено чуть больше 36 млрд рублей, рассказал начальник отдела департамента станкостроения и тяжелого машиностроения Минпромторга Руслан Ахмедов на бизнес-завтраке «Промышленная роботизация в России». «Резервные средства составляют еще порядка семи миллиардов рублей. Мы должны понять, как инструмент работает, поэтому на первые годы заложили минимальные цифры», — объяснил чиновник.
Российские производители промышленных роботов еще только нарабатывают компетенции. Участники рынка надеются, что государство поможет им нарастить их. Иначе они проиграют в конкурентной борьбе
Ранее Минпромторг заявлял, что на реализацию программы автоматизации и роботизации до 2030 года будет направлено 350 млрд рублей.
Впрочем, даже 36 млрд рублей (426 млн долларов) вполне сопоставимы с мировым уровнем инвестиций. По данным Международной федерации робототехники, китайская «Ключевая специальная программа по интеллектуальным роботам» была обновлена в июле 2024 года, и ее бюджет составляет около 45,2 млн долларов. В Японии программа исследований и разработок Moonshot, запущенная в 2020 году, продлится до 2050-го и обойдется в 440 млн долларов. А на программу НИОКР и инноваций Германии «Стратегия высоких технологий — 2025» (HTS), рассчитанную до 2026 года, выделено 369,2 млн долларов.
Самым ярким примером стремительного развития является Китай. В 2013 году на него приходилось всего 14% мировых установок промышленных роботов, а уже в 2022 году этот показатель взлетел до 52%, за год были запущены 290 144 единицы. К 2023 году плотность роботов в Китае на 10 тыс. рабочих на производстве достигла 470.