Во втором десятилетии XXI века робототехника стала объектом многомиллионных инвестиций по всему миру. Демографические сдвиги, прежде всего старение населения и изменение предпочтений рабочей силы, а также стремление стран к промышленному лидерству заставляют ведущие экономики вкладывать в роботизацию огромные средства. Стратегии у всех разные: например, в Японии основное внимание уделяется инновациям, а ключевыми секторами остаются медицина и уход за пожилыми людьми, а Китай стремится к технологической гегемонии.
В РФ всеобщая роботизация объявлена национальным приоритетом указом президента Владимира Путина в мае прошлого года. Согласно этому документу, Россия к 2030 году должна войти в топ-25 стран по плотности роботизации, поднявшись с нынешнего 43-го места. Особенно в подобном обновлении нуждаются автомобильная, электронная и пищевая отрасли.
Для этого отечественным предприятиям придется увеличить количество эксплуатируемых роботов почти в девять раз — с 14 382 в 2024 году до 123 тыс. к 2030-му, а плотность роботизации повысить с нынешних 19 роботов на 10 тыс. работников до 194, подсчитала консалтинговая компания Kept.
Национальный проект «Средства производства и автоматизации» ставит чуть менее амбициозные цели: 145 роботизированных систем на 10 тыс. человек. Но это в любом случае немного. Для сравнения: плотность роботизации в Южной Корее составляет 1012 единиц на 10 тыс. сотрудников, а в среднем по миру этот показатель равен 162.