Попытка США разрешить украинский кризис в стиле кавалерийской атаки, обойдя лихим маневром российские интересы, ожидаемо провалилась. Россия подтвердила свою приверженность мирному урегулированию, но не желает повторять печальный опыт Минских соглашений и требует четких гарантий учета своих интересов. Угрозы Дональда Трампа ввести «вторичные пошлины» на экспорт российской нефти встретили вежливую по форме, но предельно жесткую по содержанию реакцию Владимира Путина.
Начало казаться, что сближение США и России, начавшееся с такой головокружительной скоростью, зашло в тупик и нас ожидает очередной период охлаждения российско-американских отношений. Масла в огонь подливают европейские страны, которые своими обещаниями многомиллиардной поддержки и ввода войск подталкивают Украину к продолжению войны.
Но в этот момент США ввели драконовские пошлины в отношении практически всех стран мира, в том числе воинственных европейцев. Под нож пошли даже отношения со всеми ближайшими союзниками: теперь за американскую военную помощь и за доступ к американскому рынку нужно платить огромные деньги. Колумб открыл Европе Америку, а Трамп закрыл Америку для Европы — теперь каждый сам за себя.
Но в отношении Москвы Трамп решил сделать исключение и предпочел продолжить с ней переговоры. Стратегические интересы США и России диктуют необходимость как можно скорее завершить украинский конфликт и начать выстраивать новую систему глобальной безопасности. Вероятность начала ядерной войны Запада с Россией, ядерная программа Ирана, американо-китайское противостояние — по сравнению с этими вызовами украинская проблема представляется в современном Вашингтоне сущей мелочью.
При этом Трамп не может позволить, чтобы выход из Украины был похож на бегство из Афганистана. Если у мировых лидеров сложится ощущение, что американцы ослабли и готовы без сопротивления сдавать свои прежние позиции, то все планы США по сдерживанию Китая и Ирана рухнут как карточный домик. Кроме того, президент Трамп не был бы сам собой, если бы не попытался выжать максимум из убыточного украинского актива. В этом вопросе Москва не готова понять американского визави, но в целом поддерживает его стремление просто выйти из украинского кризиса «по-английски».
«Гибкая» позиция США
Роль мирового гегемона всегда очень нравилась как политической элите США, так и американскому избирателю, который хотя и не сильно интересовался внешней политикой, но был искренне рад, что образ его страны на международной арене соответствует образу героя из любого тупого американского боевика. Однако со временем выяснилось, что пытаться силой контролировать весь мир — это очень дорогое удовольствие. Как в свое время СССР разорился на продвижении мирового коммунизма, так сегодня и США, увлекшись мировой гегемонией, оказались на пороге банкротства.
Кроме того, украинский конфликт ускорил интеграционные процессы в БРИКС и переговоры о создании альтернативной финансовой системы, сблизил Россию с Китаем, Северной Кореей и Ираном с перспективой объединения в полноценный военно-политический союз. Реакция на эти угрозы для Вашингтона требует не только дипломатических, но и финансовых ресурсов.
В итоге при Трампе Белый дом беспощадно сокращает федеральные расходы внутри страны и с еще большим азартом режет старые программы переустройства мира по собственному образу и подобию. Нет места в новой американской внешнеполитической концепции и расходам на содержание Украины, как и нет практического смысла в военно-политическом противостоянии с Москвой. Напротив, внеблоковая Россия выгодна для США в качестве противовеса растущим геополитическим амбициям Китая и ЕС.
Намерение США сначала остановить военные дей ствия, а потом уже обсуждать условия мира похожи на предложение подписать контракт, а его условия обговорить позже
Дело за «малым» — остановить украинскую войну. Но на первом этапе переговоров США пока предложили лишь заморозить боевые действия в обмен на отказ от приглашения Киева в НАТО. На этом фоне страны Европы не отказываются от намерений снабжать ВСУ оружием, а Великобритания и Франция после заключения перемирия планируют ввести на Украину войска и предлагают другим странам ЕС присоединиться. А вкупе с отказом официального Киева признавать потерю четырех областей и Крыма это означало бы, что война может возобновиться, когда Киев и Запад будут к ней лучше подготовлены.
Россию же интересует прочный мир, для обеспечения которого должны быть реализованы условия, изложенные Путиным в июне 2024 года. Москва требует нейтрального, внеблокового, безъядерного статуса Украины, сокращения ее армии, юридического признания новых территорий, соблюдения прав русскоязычного населения и отмены санкций. И пока непохоже, что Штаты принимают во внимание эти требования.
Намерение США сначала остановить военные действия, а потом уже обсуждать условия мира подобны предложению подписать контракт, а его условия обговорить позже. Если украинский режим не готов принять российские требования в условиях постоянного отступления на фронте, то нетрудно предположить, что в условиях перемирия они наверняка будут отвергнуты.
США продолжают поставлять Украине оружие и помогают наводить его на российские цели, чтобы «усилить переговорные позиции Киева», поэтому являются полноценным участником военного конфликта. При этом Вашингтон попросил Москву о помощи в переговорах о новой ядерной сделке с Тегераном. А не стоит ли России последовать примеру американцев и аналогичным образом «усилить переговорные позиции Ирана»?
Вашингтон пытается играть роль посредника, который якобы «сближает» позиции Москвы и Киева. А когда американцам что-то не нравится, они возвращаются к роли мирового гегемона и угрожают новыми санкциями. Либо же демонстративно умывают руки, например не реагируя на стремление Европы продолжить вооружение Украины и ввести туда войска. Формально Вашингтон не поддерживает этих намерений, но и не препятствует им, как бы объясняя, что в данном случае он не только не гегемон, но даже не посредник.
При этом все убедились: когда американцам что-то действительно нужно, они умеют прекрасно выкручивать руки любым контрагентам. Включая украинское руководство: недавно Трамп сделал это публично, назвав бывшего президента Украины Владимира Зеленского «диктатором без выборов», затем устроил ему публичную трепку в Белом доме и остановил поставки оружия украинской армии. Но все это было сделано лишь для того, чтобы заставить Зеленского подписать договор, отдающий все украинские полезные ископаемые под контроль США. Как говорится, эту бы энергию, да в мирных целях.
Видя эту, мягко говоря, «гибкую» стратегию Вашингтона, Кремль не стал соглашаться на первоначальные предложения США, прекрасно понимая, что время работает против Белого дома. Москва дала понять, что и угроза усилить антироссийские санкции не заставят ее пересмотреть свои базовые требования, поскольку это свело бы на нет три года изнурительной борьбы.
В Кремле прекрасно понимают желание главы Белого дома выжать максимум из переговоров, но готовность нормализовать отношения с США отнюдь не тождественна намерению превратить наметившуюся российскую победу в поражение. Президент России дал понять, что, если США не могут или не хотят повлиять ни на Украину, ни на Европу, значит, нужен новый формат переговоров и, возможно, принципиально новый подход к разрешению украинского конфликта.
Путин напомнил, что в связи с отменой на Украине президентских выборов органы власти этой страны не являются легитимными, и предложил «под эгидой ООН с Соединенными Штатами, даже с европейскими странами, разумеется, с нашими партнерами и друзьями обсудить возможность введения на Украине временного управления» для проведения там демократических выборов и формирования нового правительства.
«Потом уже с ними начинать переговоры о мирном договоре, подписывать легитимные документы, которые будут признаны во всем мире и будут надежными и стабильными», — сказал российский президент. Кроме того, Путин дал понять, что если его предложения о мире будут отвергнуты, то украинский конфликт завершится без учета мнения Запада. «По всей линии боевого соприкосновения наши войска владеют стратегической инициативой. Я еще совсем недавно говорил: “Мы их дожмем”, — и есть основания полагать, что мы их добьем. Думаю, что только должно прийти осознание того, что происходит, у самого украинского народа», — заявил российский лидер во время посещения атомного подводного крейсера «Архангельск».
Конечно, Трамп публично выразил «гнев» по поводу того, что Путин поставил под сомнение легитимность Зеленского, что выглядело очень странно на фоне его собственных заявлений в адрес киевского диктатора. Но на практике Вашингтон предпочел не продолжать ритуальные переговоры под формальным присмотром представителей Саудовской Аравии и перешел к прямой коммуникации. На переговоры в Вашингтон отправился специальный представитель президента России по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами Кирилл Дмитриев. В течение двух дней он проводил с встречи с «ключевыми членами администрации США». По сообщениям американской прессы, среди собеседников Кирилла Дмитриева был спецпосланник президента США Стив Уиткофф — пожалуй, самый близкий к Дональду Трампу представитель американской переговорной группы. По словам Дмитриева, администрация президента США слышит позицию России.
Новый Трамп
Нет сомнений, что Трампа сильно раздражает отсутствие быстрого результата по украинскому направлению: ему нужны внешние победы для усиления внутриполитических позиций в разгар серьезных преобразований в бюрократической и торговой системах. При этом русские хотят решения фундаментальных вопросов, а украинцы саботируют любые решения, включая относительно рамочное соглашение о прекращении ударов по энергоинфраструктуре и морским объектам на 30 дней.
Госсекретарь США Марко Рубио уже пообещал, что Трамп не попадет в «ловушку бесконечных переговоров о переговорах». Грубо говоря, у американского президента останутся три варианта: уйти в многомесячные переговоры по существу, покинуть украинское поле боя или остаться с перспективой взвинчивания темпов боевых действий и оружейных поставок. Дипломатия пока не дает результата, бюджет и так трещит по швам, с союзниками согласия нет — так что вариант сбежать из украинских степей, пока не поздно, выглядит не таким уж плохим.
А вот решимости у современного Трампа на всякие непопулярные решения хоть отбавляй, и, кажется, многие до сих пор не осознавали революционного задора американского лидера. Ведь в ходе своего первого президентского срока Трамп тоже просил Данию продать Гренландию, но получил отказ и отступил. Он требовал от союзников по НАТО увеличить расходы на оборону, даже угрожал вывести войска из Европы, но в итоге смирился с отказом. Обещал разоружить Северную Корею, но не смог. Собирался нормализовать отношения с Россией, но, встретив сопротивление глубинного государства, передумал, в итоге усилив конфронтацию между странами. Обещал перенести производства из Китая в США, но дело закончилось лишь разговорами.
Новые пошлины США при любом развитии событий отобьют у Европы желание и возможности снабжать Украину оружием и деньгами
В итоге в начале второго срока союзники и оппоненты внимательно выслушали планы Трампа по переустройству мира, разрешению военных кризисов и торговым войнам, но решили идти своей дорогой, позволяя себе публично отчитывать президента США за неподобающее поведение. Не удержались от нотаций даже панамские власти. А Зеленский, обманувший Трампа и подставивший его под импичмент еще в 2019 году, теперь начал публично хамить американскому лидеру.
Но, похоже, в этот раз глава Белого дома настроен куда более решительно, да и сам он изменился как личность. Прежде всего, на Трампа повлияли травля политических оппонентов после первого срока и угрозы реального тюремного срока. А последней каплей стало покушение и чудесное спасение. Именно после этого события, но когда исход президентских выборов был неочевиден, Трамп выбрал кандидатом в вице-президенты крайне правого Джея Ди Вэнса (хотя для привлечения голосов избирателей нужен был более либеральный кандидат), давая понять, что ради преемственности курса готов рискнуть поражением на выборах.
Дональд Трамп (в отличие от Джо Байдена) тоже прекрасно помнит свой первый срок, все свои неисполненные планы, и понимает, что мало кто поверит его угрозам, если их не подкрепить действиями. В итоге он все-таки ввел пошлины на весь импорт в США, хотя никто не верил, что это возможно, а судя по резкому падению фондовых индексов, даже для профессиональных аналитиков это стало сюрпризом. Из крупных игроков только Уоррен Баффет в очередной раз смог правильно сориентироваться, начав распродажу акций еще в феврале этого года.
Трамп наступает
Белый дом объявил о введении базовых импортных пошлин в размере 10%, а для особо отличившихся стран предусмотрены индивидуальные. Например, в отношении Евросоюза были введены 25-процентные пошлины. Китай получил 34% (а министр финансов США Скотт Бессент в интервью CNN подтвердил, что они приплюсуются к существующим 20-процентным пошлинам и составят 54%).
Хотя Трамп утверждает, что это пошлины ответные и составляют половину от действующих торговых барьеров в отношении американских товаров, это не соответствует действительности. Наблюдается совсем другая закономерность: чем больше торговый дефицит страны с США, тем выше для нее пошлины. Так, передовой оплот по сдерживанию Китая, Тайвань, получил пошлины в 32%, а основные союзники США в регионе, Южная Корея и Япония, — 24 и 25% соответственно. Даже Израиль, сидящий на шее у американского бюджета, принимает «ставку» 17%.
При этом ряд стран, с которыми США надеются в ближайшее время улучшить отношения, избежали даже базовых пошлин: это Россия, Белоруссия, Иран, Куба и Северная Корея.
В случае введения ответных пошлин Белый дом пообещал удвоить существующие. И в то же время Трамп пообещал пересмотреть ограничения в отношении стран, которые предложат ему «нечто феноменальное». Можно предположить, что Вашингтон ждет как экономических предложений в виде обещаний выровнять торговый баланс — например, увеличив импорт американских товаров, — так и политических уступок.
На вечер пятницы 4 апреля из ответных инициатив мировых государств известно, что Китай «вернул» Трампу пошлины на американские товары в размере 34% и вроде как ведет переговоры с соседями по региону о коллективном ответе США. А министр экономики Германии Роберт Хаба заявил, что Дональд Трамп сдастся под давлением и что это давление теперь должно быть организовано со стороны Германии, всей Европы в союзе с другими странами, «и тогда мы увидим, кто сильнее в этом армрестлинге».
Но экономики этих стран экспортоориентированные, с большим профицитом внешнеторгового баланса. В частности, все они являются ведущими экспортерами автомобилей и при всем своем желании не смогут продавать их друг другу. Но болезненно реагировать на потерю американского рынка запретить им никто не может.
А вот первая из этих стран, которая предложит Трампу «нечто феноменальное», не только сохранит свой экспорт в США, но и получит возможность захватить доли рынка коллег по несчастью.
Ряд западных аналитиков уже бросились подсчитывать возможные финансовые потери от американских пошлин. По расчетам Института немецкой экономики в Кельне, за ближайшие четыре года пошлины могут обойтись ФРГ в 200 млрд евро, а падение ВВП к 2028 году составит 1,5%. Общий ущерб для экономики ЕС может составить около 750 млрд евро. Но это, мягко говоря, оптимистические расчеты: в 2024 году общий объем экспорта Германии в США составил 161 млрд евро, а 20% пошлины не означает потерю 20% экспортной выручки — в большинстве случаев это приведет к потере 100% экспортных поступлений, поскольку американский потребитель не захочет платить на 20% больше, а германский производитель не в состоянии снизить себестоимость. Например, Volkswagen уже приостановил поставки автомобилей в США, Mercedes-Benz размышляет над аналогичным решением. В Германии уже несколько лет подряд закрываются автозаводы из-за неконкурентоспособности некогда лучшей в мире автопромышленности, а потеря американского рынка лишь ускорит этот процесс.
Трамп, введя пошлины, вбил осиновый кол в медленно умирающую глобализацию. Вне зависимости от того, отменят США пошлины в обмен на уступки ряда стран или нет, старого мирового порядка больше не существует — добро пожаловать в джунгли!
Безусловно, Трамп пошел на очень рискованный шаг, грозящий большими потрясениями для американской и мировой экономики. Но президент США в один миг превратился из надоедливого задиры, что-то клянчащего у всех стран мира, в глобального раздражителя. И многим бывшим союзникам США придется сильно потрудиться, чтобы вернуться на американский рынок.
Выгоды от пошлин
Новые американские импортные пошлины США при любом развитии событий отобьют у Европы желание и возможности снабжать Украину оружием и деньгами. Если страны ЕС решат не ссориться с США, то в вопросе украинского урегулирования им придется следовать в фарватере американо-российских договоренностей, а не пытаться сорвать их.
Ну а если ЕС ввяжется в торговую войну с США, то у него попросту не останется денег на поддержку Украины. Например, Германия собирается выделить Украине 3 млрд евро военной помощи в этом году и 8 млрд до 2029 года, а в случае торговой войны с США ее вероятные финансовые потери составят от 50 млрд до 150 млрд евро в год. Кроме того, у правительства ФРГ появятся дополнительные расходы на соцобеспечение сотен тысяч новых безработных.
Месяц назад блок ХДС/ХСС победил на досрочных парламентских выборах в Германии, набрав 28,5% голосов избирателей, а поддерживаемая Белым домом «Альтернатива для Германии» (АдГ) заняла второе место с 20,8%. Но не успел лидер ХДС/ХСС Фридрих Мерц сформировать новое правительство, как рейтинг его партии опустился до 25%, а уровень поддержки АдГ вырос до 24%. Таким образом, торговая война ФРГ с США может продлиться гораздо меньше, чем рассчитывает действующая политическая элита Германии, — ровно до очередных внеочередных выборов.
К слову, премьер-министр Италии Джорджа Мелони уже выступила против ответных пошлин ЕС на американские товары. При таком развитии событий США могут отдельно снизить тарифы, например, для Италии, Венгрии или Германии (в случае прихода АДГ к власти). Тем самым США не только выиграют торговую войну с Европой, но и окончательно развалят ЕС, избавившись таким образом от геополитического конкурента.
Ну а торговая война США с Китаем наконец-то позволит оздоровить российско-китайские экономические отношения. Ранее Пекин называл антироссийские санкции незаконными, но соблюдал их, боясь потерять доступ к американскому рынку. Теперь, когда американский рынок закрылся для Китая и ему нечего терять, кроме собственных цепей, он сможет смелее развивать сотрудничество с Россией.