Трамп идет в китайский ва-банк

Александр Смирнов
обозреватель отдела политики «Монокль»
14 апреля 2025, 00:00
№16

Президент США Дональд Трамп спешит реализовать внутренние и внешние преобразования, пока его не съели политические оппоненты, а возмущенные американцы массово не вышли на протесты

RINGO CHIU/SOPA IMAGES VIA ZUMA
Демократическая партия организовала 1400 акций протеста в США против политики Трампа
Читайте Monocle.ru в

Политическая традиция США предусматривает, что новый президент имеет своего рода индульгенцию на критику своих действий в первые сто дней после инаугурации. Однако в отношении 47-го президента это правило не сработало: его оппоненты готовы сразу принимать в штыки любые шаги главы Белого дома.

И Трамп не подвел ожиданий своих врагов, принявшись с первых дней каленым железом выжигать наследие Демократической партии: он запретил прежнюю государственную политику поощрения «гендерного разнообразия» и смены пола несовершеннолетними, зачищает госаппарат, армию и спецслужбы от сторонников прежней власти, а также закрыл две организации, продвигавшие повестку прежних властей в мире: Агентство США по международному развитию (USAID) и «Голос Америки». Белый дом даже не пытался взять их под контроль. Эти организации нужны были в эпоху глобализации, которая не оправдала американских надежд и тоже закрывается за ненадобностью.

Однако все инициативы по реорганизации внутриамериканской бюрократии пока не приносят значительного результата с точки зрения банальной экономии. Попытка существенно сократить рутинные госрасходы, не вызывая при этом роста социальной напряженности, тоже ни к чему не привела.

Трамп вынужден решать проблему бюджетного дефицита, но вместо внутренних резервов теперь решил обратиться ко внешним. Объявление торговой войны Китаю, кроме прочего, призвано решить две главные задачи: сдержать развитие главного геополитического противника и напугать другие страны, заставив их согласиться на изменение условий международной торговли и тем самым пополнить бюджет США.

Первые признаки недовольства

В ходе президентской избирательной кампании Дональд Трамп обещал существенно улучшить экономическое положение граждан США, в частности снизить цены на энергоносители, лекарства и продукты питания. Это был чистой воды популизм, но таковы законы американского политического жанра: без обмана самой доверчивой части электората победить на президентских выборах невозможно. Но такие избиратели разочаровываются в политиках так же стремительно, как и очаровываются.

В первые дни после инаугурации 47-го президента США его действия поддерживали 50% опрошенных, а не поддерживали 44%. В середине марта число одобряющих и не одобряющих работу Трампа сравнялось, а сегодня 50% американских граждан не одобряют его действия на посту президента, а продолжают одобрять 47%.

Одновременно активизировались сторонники Демократической партии, выйдя из комы после нокаута, полученного в ноябре прошлого года на парламентских и президентских выборах. На минувшей неделе во всех 50 штатах прошли акции протеста под общим лозунгом «Руки прочь!»: демонстранты требовали от Трампа не сокращать социальные программы, прекратить депортации нелегальных мигрантов, остановить сокращение федеральных служащих и вернуть государственную поддержку трансгендерному движению. Хотя общее число акций протеста по стране составило 1400, они привлекли всего-навсего около полумиллиона человек. Самая крупная демонстрация прошла в Вашингтоне, где теперь очень много безработных экс-чиновников, обиженных на Трампа, но и там собралось около 20 тыс. человек.

В Конгрессе США то и дело возникают идеи об объявлении Трампу импичмента. Особенно упорствует самый буйный член палаты представителей от Демократической партии Эл Грин, которого месяц назад охрана вывела из зала Конгресса за попытку сорвать выступление президента. Однако у хозяина Белого дома в рукаве есть пара козырей. Недавно он заявил, что на указах президента США Джо Байдена о помиловании его сына Хантера Байдена и целого ряда чиновников из ближайшего окружения использовалось факсимиле вместо обычной подписи. И это якобы делает их недействительными. То есть действующий президент намекнул руководству Демократической партии, что у них нет личных проблем, только пока они тихо сидят на скамейке запасных. Так что перспективы бунта парламентариев представляются туманными.

Вероятно, противники Трампа допустили фальстарт, продемонстрировав, что антитрампистская повестка не находит поддержки даже среди большинства сторонников Демократической партии. Основная масса американцев хотя и слегка разочаровалась в Трампе, но все же более или менее довольна своим экономическим положением. В марте в США было создано 228 тыс. (прогноз — 140 тыс.) новых рабочих мест, а годовая инфляция снизилась до 2,8% (прогноз — 3%), это самый низкий показатель с марта 2021 года.

Однако как только введенные Трампом торговые пошлины приведут к росту цен на импорт, а ответные тарифы вызовут падение американского экспорта, протесты могут обрести широкую социальную базу и стать более массовыми. Но если бы в голову хозяина Белого дома взбрела идея решать проблемы дефицита бюджета за счет резкого повышения налогов, это обернулось бы еще более серьезным общественным недовольством.

Миссия невыполнима

Пока на улицах все спокойно, Трамп продолжает серьезные трансформации в глубинном государстве.

Илон Маск получил в Белом доме должность внештатного советника, но де-факто стал руководителем департамента эффективности правительства (DOGE), призванного навести порядок в государственных расходах путем пресечения случаев хищения бюджетных средств, приостановки финансирования бессмысленных государственных программ и увольнения лишних госслужащих. Первоначально Маск заявлял о планах по сократить федеральные расходы на два триллиона долларов в год, но затем скорректировал свою цель до одного триллиона.

Как только введенные Трампом торговые пошлины приведут к росту цен на импорт, а ответные тарифы вызовут падение американского экспорта, протесты в США могут обрести широкую социальную базу

За два месяца было уволено 280 тыс. из трех миллионов госслужащих (в это число не входят два миллиона военнослужащих и сотрудников Почтовой службы), что противники Трампа попытались представить как нечто небывалое и грозящее коллапсом госуправления. Однако история США знает примеры более радикальных сокращений. Например, администрация президента-демократа Билла Клинтона сократила 400 тыс. из 2,2 млн госслужащих, и это никак не отразилось на эффективности госаппарата.

Интересно, что кадровая революция Трампа встречает сопротивление не только оппозиции, но и членов правительства. Так, в публичную плоскость вышел конфликт Илона Маска с госсекретарем Марко Рубио, который не желал сокращать штат Госдепа. К слову, в этой американской конторе «по управлению миром» трудятся около 70 тыс. человек.

В итоге Трамп встал на сторону Рубио, объявив, что при сокращении числа работников министерств окончательное решение будет принимать глава ведомства. Ну а какой министр захочет сокращать численность своего ведомства и уменьшать собственный аппаратный вес? Вероятнее всего, и Трамп, не давая Маску провести по-настоящему масштабные сокращения, сам следует этой логике, опасаясь, что резкое уменьшение числа федеральных чиновников в конечном счете уменьшит вес президентской власти в стране.

Кроме того, у главы Белого дома существуют собственные представления о том, как следует дрессировать «глубинное государство». Его представители достаточно напуганы Маском, а значит, Трамп выступает в роли доброго полицейского, рассчитывая на возникновение у чиновников стокгольмского синдрома. Белый дом вместо ковровых бомбардировок предпочитает наносить точечные удары по нелояльным ему сотрудникам.

Согласно информации DOGE, департамент уже сэкономил государству 140 млрд долларов. Но при этом только в феврале текущего года дефицит федерального бюджета составил 307 млрд долларов, на 3,7% больше, чем в феврале 2024-го. Таким образом, пока говорить о больших успехах DOGE не приходится.

Его глава Илон Маск явно раздосадован тем, что Трамп оторвал его от бизнеса и поручил дело, которое сам же мешает реализовывать. Но Трампу от Маска нужен был не результат, а пиар, наподобие недавнего использования военных самолетов для депортации нелегалов из США. Полет нелегалов на военно-транспортном самолете C-17 в Гватемалу стоил в пять раз дороже, чем перелет туда же бизнес-классом, — это было ужасно неэффективно, но зато смотрелось очень эффектно в новостных сюжетах.

Поэтому сегодня отношения между Трампом и Маском портятся прямо на глазах. Две недели назад президент США публично заявил, что в конце мая Маск может покинуть госслужбу и вернуться к управлению своими многочисленными бизнесами.

Сегодня очевидно, что Дональд Трамп не готов экономить на всем ради сокращения дефицита бюджета, особенно если это чревато политическими издержками. Например, президент не пытается сократить расходы на медицину, съедающие треть расходов федерального бюджета, хотя предпринимал подобные шаги в начале своего первого президентского срока. Трамп делает ставку на социальную стабильность. Уже через полтора года состоятся промежуточные выборы в Конгресс, и при резком росте числа недовольных демократы могут установить контроль над обеими палатами парламента, что убьет трампистскую революцию в зародыше.

Против КНР

В этих условиях главным пространством для преобразований стала внешняя торговля. В ходе предвыборной кампании Трамп неустанно создавал у аудитории образ внешнего экономического врага, который «нечестно использовал торговлю с нами», делая особый акцент на Китае. Нечестность, по мнению Трампа, состояла в использовании целого ряда нетарифных ограничений — например, манипуляции с курсом или налогообложение импорта сверх тарифов в виде обычных налогов. Впрочем, Трамп не уточнял, что правила глобализации устанавливали сами США. Он предпочитал акцентировать внимание на негативном результате в виде огромного торгового дефицита.

О степени накала антикитайских страстей в Белом доме свидетельствует недавнее высказывание главы Пентагона Пита Хегсета, который, обвиняя Китай в глобальных военных амбициях, желании милитаризировать космос, заодно заявил, что «китайские рыбаки крадут еду у стран Западного полушария». Развивая эту логику, от американцев следует ждать обвинений китайцев в том, что «они своим дыханием крадут наш кислород».

Вводя высокие пошлины против Китая, ЕС, Японии, Южной Кореи и ряда других стран, Трамп действовал по заранее обдуманному сценарию, который предусматривал продолжение торговой войны только с Китаем. Например, Белый дом мотивировал приостановку на 90 дней повышенных пошлин против всех стран за исключением Китая тем, что они не приняли ответных мер в отношении США и попросили о переговорах. Однако это не так: ЕС объявил об ответных пошлинах, но Трамп предпочел пропустить это мимо ушей и продолжил действовать по заранее утвержденному плану. Если бы США начали вести торговую одновременно против Китая и ЕС, они могли бы помочь формированию антиамериканского китайско-европейского союза, к которому с радостью примкнули бы другие обиженные Вашингтоном страны.

Но даже после «щедрого» снижения пошлин против ЕС с 20 до 10% демонстративный дрейф европейцев в сторону Китая продолжился. Так, прессе стало известно, что Китай и ЕС договорились начать переговоры об отмене пошлин ЕС на китайские электромобили. Было также анонсировано, что в июле лидеры ЕС дружно отправятся в Пекин для проведения саммита с председателем КНР Си Цзиньпином.

Силы сторон

Вашингтон и Пекин с явным азартом обменивались взаимными пошлинами, в результате чего на вечер пятницы 11 февраля пошлины США в отношении китайских товаров составили 145%, а Китай поднял пошлины на американский импорт до 125%. При таком уровне тарифов взаимная торговля становится бессмысленной, стоит ожидать ее полного прекращения, можно начинать подсчитывать взаимные убытки.

По итогам 2024 года объем американо-китайской торговли (по данным Главного таможенного управления КНР) составил 688,28 млрд долларов, из которых экспорт США в Китай — 163,62 млрд долларов, а китайский в Америку — 524,66 млрд долларов.

Но если оценивать политические риски, то они выше для США. Американский потребитель давно изнежен изобилием товаров и избалован их доступностью, и любое, даже незначительное ухудшение своего материального положения он непременно выскажет на очередных выборах. Публичный бунт против начавшейся торговой войны начал даже Илон Маск, позволивший себе отпустить публичные оскорбления в адрес главного экономического советника Белого дома Питера Наварро, который является сторонником введения пошлин.

Однако ответ Трампа был жестким. Чуть позже он на заседании своего кабинета в присутствии Маска завил: «Илон мне вообще не нужен, он мне просто нравится. Мне не нужна его “Тесла”. Знаете, что я с ней делаю? Даю людям в офисе кататься на ней».

Против пошлин выступил также известный американский экономист, профессор Колумбийского университета Джеффри Сакс, который заявил, что «если пошлины предназначены для сокращения торгового дефицита США, они потерпят неудачу», и пообещал, что такие меры приведут к снижению конкурентоспособности США и уровня жизни граждан.

Но для Трампа эти рассуждения сродни объяснениям шахматиста, что боксер никогда не сможет его победить. Глава Белого дома прекрасно понимает, что временные трудности неизбежны, и предупреждает об этом граждан США. «Мы были глупой и беспомощной “жертвой”, но больше этого не будет. Мы возвращаем рабочие места и бизнес, как никогда раньше. Уже вложено более пяти триллионов долларов, и эта цифра быстро растет! Это экономическая революция, и мы победим! Держитесь, это будет нелегко, но конечный результат станет историческим», — написал Трамп в своей соцсети.