На прошлой неделе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России согласовала ходатайство АО «Тандер» (операционная компания розничной сети «Магнит») по приобретению контрольного пакета в уставном капитале ООО «Городской супермаркет», под управлением которого находятся магазины премиальной розничной сети «Азбука вкуса».
О размерах контрольного пакета и стоимости покупки стороны не сообщают, прежде аналитики оценивали стоимость контрольного пакета компании в 30–35 млрд рублей. При этом неожиданно ФАС сообщила, что структура «Магнита» выразила готовность добровольно принять ограничение до 10% торговой наценки на определенный перечень товарных позиций — 13 категорий социально значимых товаров, продающихся в «Азбуке вкуса». Это может означать, что теперь «Азбука вкуса», как и ряд ведущих российских розничных сетей, будет поддерживать правительственные инициативы по добровольному ограничению торговой наценки в отношении социально значимых продуктов (см. «Тотальное сдерживание цен разгонит инфляцию», стр. 16). Как будто новым акционерам сразу же захотелось немного «притушить» премиальность своего нового приобретения. Что выглядит странно: еще с 2014 года «Азбука вкуса» приняла стратегию расширять аудиторию за счет введения в ассортимент доступных по цене товаров, на которые устанавливалась минимальная наценка. Более того, сегодня в премиальной «Азбуке вкуса» некоторые товары стоят даже дешевле, чем в других каналах продаж.
Проект создания качественной розничной сети «Азбука вкуса», стартовавший в далеком уже 1997 году, уникален не только для российского ретейла, но и для международного. Компании удалось превратить свою розничную сеть в некий лайфстайл, предоставив покупателям высокое качество товаров и услуг. В России ни один другой проект развития премиальной продовольственной розницы так толком и не состоялся, нет аналогов у «Азбуки» и на европейском рынке. Несмотря на то что акционерами компании в разное время было много разных людей (перечислять все сделки купли-продажи пакетов ее акций не имеет смысла), со всеми акционерными трансформациями она успешно справлялась, сохраняя операционный менеджмент и свою рыночную нишу, а также продолжая реализовывать стратегические решения.
Так, управляющая команда все годы проводит уникальную ассортиментную политику: находит и предлагает покупателю качественные продукты, в том числе такие, которые никто на рынке больше не продает. Развивает сотрудничество с фермерами и производителями качественных продуктов питания. После введения продовольственных антисанкций в 2014 году для многих российских производителей попадание на полки «Азбуки вкуса» сыграло ключевую роль в их дальнейшем развитии. Качество продуктов под собственными торговыми марками сети: «Наша ферма», «Просто азбука» зачастую превосходит качество брендового товара. Компания первой на рынке сделала ставку на развитие технологий, сервисов и подготовку персонала (делая акцент на привлечение российских граждан для работы в торговых залах и на кассе). «Азбука вкуса» также первой на рынке создала цифровую программу лояльности «Вкусомания», первой начала активно развивать сегмент готовой кулинарии и запустила несколько цехов по производству готовой еды и полуфабрикатов, а омниканальную розницу и собственный интернет-магазин, который сегодня приносит до 30% выручки, начала активно развивать еще до пандемии, в 2017-м. Компания смогла предоставить рынку продукт, совмещающий технологичность с эмоциями: покупатель готов возвращаться в магазин, где пахнет кофе, а не курами-гриль, а персонал на первой линии активно вовлечен в контакт с потребителем.