Финансовый рынок с начала года почти единодушно ждет девальвацию, а она все не наступает. Причина таких ожиданий — ситуация с бюджетом: в условиях, когда падает цена нефти, бюджету критически важно, чтобы рубль девальвировался и тем самым доходы казны сохранялись на прежнем уровне. В бюджет на 2025 год заложена цена на нефть 69,7 доллара за баррель и курс 96,5 рубля за доллар. Но сейчас курс — 80 рублей, а нефть Urals стоит около 54 долларов. Раньше в такой ситуации российская валюта уже шествовала бы к отметке 100 рублей за доллар, а то и дальше. Но сейчас рубль ведет себя как заколдованный.
Для бюджетного равновесия курс должен быть при текущей цене нефти более 107 рублей за доллар — такие подсчеты обнародовал генеральный директор SR Consulting Денис Соловьев на конференции группы «Баланс» «Развитие финансового рынка РФ» на минувшей неделе. По его словам, причина крепкого рубля в том, что, хотя продажи экспортной выручки падают, импорт падает быстрее, и ситуация изменится в лучшую для бюджета сторону, только когда Банк России начнет снижать ставку.
«Импорт напрямую зависит от потребления, а потребление зажато со стороны кредитования, — сказал Денис Соловьев “Моноклю”. — Импортеры кредитуются, чтобы закупать товар, но по таким ставкам им это неинтересно. Все, что могли завезти раньше, уже завезено. Поэтому крепкий рубль не мотивирует импорт расти».
Косвенно это подтверждают данные ЦБ: в апреле спрос на валюту со стороны бизнеса — нефинансовых организаций и нерезидентов — достиг минимума с июля 2024 года. Майских данных пока нет, но, судя по движению рубля, спрос все еще на дне.
Экономист, автор телеграм-канала TruEcon Егор Сусин, добавляет к этим факторам слабую привязку продаж валюты со стороны экспортеров к самой экспортной выручке: грубо говоря, компании заводят в страну ту валюту, что раньше придерживали за рубежом; а также квазивалютные заимствования — компании размещают рублевые бумаги, привязанные к курсу доллара или евро.