Пока эпатажный президент США Дональд Трамп оттягивает на себя максимальное внимание СМИ и публики, в тени тихо открывается окно в финансовый ад. Сорока- и тридцатилетние облигации Японии упали на исторический минимум, давая рекордные доходности.
По тем же «сорокалеткам» можно получать 3,67% годовых. Для Японии, привыкшей жить в дефляции десятилетиями, это баснословно много. Да и на фоне ставки Банка Японии — 0,5% — такие доходности выглядят экстраординарно.
Шок на рынке госдолга создает массу проблем. Первая: финансовый сектор страны не привык жить в турбулентности. От резкого падения цен банки, фонды, брокеры получают гигантскую дыру в балансах. Госбондов в Японии выпущено на 1,35 квадриллиона иен (9,5 трлн долларов при текущем курсе). Основные владельцы этого долга — местные финансовые конгломераты, они же владельцы местных кэйрэцу, финансово-промышленных групп — основ японской экономики.
К тому же 43% госдолга держит на своем балансе сам Банк Японии. Если бы цена облигаций на балансе отражалась по-честному, то есть «по рынку», он уже был бы банкротом. Слава японским богам, финансисты научились обходить это правило, держат облигации до погашения и отражают цену «к выкупу», поэтому, несмотря на гигантские убытки от своей деятельности, по номиналу у Банка Японии все хорошо. Наверняка по итогам этого года он даже покажет прибыль.