Экспансия маркетплейсов на территории, занятые традиционными банками, продолжается, и накал борьбы уже довольно велик. «Старые» игроки регулярно предъявляют новичкам претензии, считая, что тем все дается слишком легко. «Для классического банка самый сложный этап — набор клиентской базы. Это очень дорого и трудно. Необанки быстро прошли этот путь за счет ценовой дискриминации по принципу оплаты. Если оплачивать товар на маркетплейсе картой необанка этого маркетплейса, то такой товар для покупателя становится дешевле, чем при оплате картой любого другого банка. Думаю, регулятор должен обратить на это внимание», — выразил свою озабоченность зампредправления Сбербанка Тарас Скворцов на состоявшемся недавно форуме «Финополис». Банкир также отметил, что традиционный банкинг — это больше про заработки от управления рисками, до чего у новых игроков руки еще даже не доходили. Так что, по выражению Скворцова, «в слове “необанки” букву О еще надо заслужить».
Раньше примерно то же самое уже говорилось со стороны Альфа-банка. «Мы исследование провели: 83 процента клиентов хотят идти в Ozon Банк, потому что там скидки. Чистой воды ценовая дискриминация», — возмущался на ПМЭФ-2024 глава Альфа-банка Владимир Верхошинский, отмечая, что если не букве, то духу закона о защите конкуренции подобная ситуация явно противоречит, а большая часть кошельков пользователей площадки — анонимная. Напомним, малые суммы позволяли не проходить полную идентификацию, что заметно удешевляет «стоимость клиента» для банка маркетплейса (подробнее см. «Новые банки проверят на прочность», «Монокль» № 28 за 2024 год).