Четыре крупнейшие в области торговые площадки были закрыты в течение одного дня 27 апреля. Это автомобильный рынок «Алмаз», овощной и строительный Аксайский рынок вдоль трассы М-4 «Дон», универсальный рынок «Классик» и крупнейший в регионе универсальный рынок «Атлант» площадью 20 гектаров.
Происходящее, по свидетельствам очевидцев, напоминало антитеррористическую операцию. Официальная версия гласила, что на территории рынков пресекаются нарушения миграционного законодательства, а также ведётся поиск запрещённых веществ и нелегальных мигрантов.
Контекст спецоперации на ростовских рынках
Спецоперацию ростовских силовиков по закрытию рынков в федеральных СМИ сравнили по масштабности и обстоятельствам с закрытием в 2009 году Черкизовского рынка в Москве, где буйным цветом цвели бандитизм, проституция, наркоторговля, а также «поедание собак».
На «Донском Черкизоне» вдоль трассы М-4 «Дон» также, по данным следствия, «процветали бандитизм и рэкет». Продуктовый рынок якобы был поделён на несколько зон, у каждой из которых был свой «смотрящий». В их подчинении состояли так называемые «рядовые», то есть те, кто ходил по рядам и собирал дань. Нелегальные мигранты строили здесь свое жильё, незаконно проводили воду и свет.
Однако вскоре стали ясны истинные мотивы происходящего. Операция проходила в рамках проверки Генпрокуратуры по ЮФО совместно с ФСБ. По данным прокуратуры, торговый бизнес незаконно организовали глава Аксайского района Виталий Борзенко и его компаньоны ещё в начале 2000-х путём захвата почти 100 гектаров земли на границе с Ростовом.
Борзенко был арестован 13 апреля вместе с членами семьи создателя «Ассоциации “Прогресс”» Карима Бабаева (сам Бабаев скрылся от следствия) по подозрению в создании преступного сообщества, мошенничестве и злоупотреблении должностными полномочиями. В сюжете на канале «Россия» особое внимание уделили показу коттеджа семьи чиновника. За 27 лет, что Борзенко возглавлял район, его семья «прибрала к рукам 172 объекта недвижимости» (салоны красоты, кафе, гостиницы, магазины), отмечено в сюжете.
Директором Аксайского рынка был родственник главы района Иван Ситько. Сейчас он тоже под арестом, как и его компаньоны, семья предпринимателей Бабаевых.
Обеспечительные меры торгового коллапса
С 1 мая работа аксайских рынков остановлена в судебном порядке по иску районной прокуратуры. Вскоре после оглашения решения Аксайского райсуда полиция объявила о предстоящем демонтаже на территории большинства рынков торговых павильонов и ларьков. Речь прежде всего идёт об овощном и строительном рынках. Официально до окончания проверки правоохранителей закрытыми остаются также рынки «Алмаз» и «Атлант». Однако, по свидетельству самих же торговцев, торговые точки не были закрыты, торговля велась буквально «через забор», а стоящие на входе сотрудники полиции, которые не допускали посторонних, тем не менее пропускали работников рынка. Спустя несколько дней рынок «Классик» и вовсе возобновил работу в прежнем режиме, так как он (единственный) имел легальный статус. Кстати, на нём тоже работало много иммигрантов, однако нарушений миграционного режима здесь выявлено не было.
По словам бизнесменов, работавших на рынках, работу потеряли около 9 тысяч человек, задействованных в торговле. На площади у «Атланта», «Алмаза» и «Овощного» в начале мая собрались сотни возмущённых продавцов, получивших уведомление о расторжении договоров аренды. Годовой оборот торговых точек сами предприниматели оценили более чем в миллиард рублей. За товарами сюда едут из Ростова, области и даже из соседних регионов.
В порядке смягчения возникшей напряжённости областные власти, прислушавшись к предложениям предпринимателей, организовали 900 торговых мест на территории закрытого ныне старого ростовского аэропорта. Здесь налажена торговля овощами. Предпринимателям предлагается оплачивать новое торговое место из расчёта 1,6 тысячи рублей в сутки. Платить они должны Донской торговой компании, которая, по данным системы «СПАРК-Интерфакс», принадлежит Региональной корпорации развития, созданной несколько лет назад решением правительства области для консолидации активов, принадлежащих министерству имущественно-земельных отношений. Это временная площадка, которая будет функционировать до строительства оптово-розничного рынка в полноценном цивилизованном формате, отметила директор департамента потребительского рынка области Ирина Теларова.
Губернатор Ростовской области Василий Голубев подчеркнул, что несмотря на то, что рынки на Аксайском проспекте существовали уже два десятка лет, «потребовалось уточнить вопросы землепользования и планировки».
При этом в правоохранительных и силовых структурах говорят, что правовой статус рынков был обозначен весьма нечётко, а большинство предпринимателей работали здесь на вполне легальных основаниях.
Распоряжением губернатора создан региональный штаб, который занимается решением проблем лишившихся рабочих мест предпринимателей; его возглавил первый заместитель губернатора Виктор Гончаров.
Участникам новообразованной структуры предстоит разобраться в ситуации и предпринять конкретные шаги по обеспечению аксайских бизнесменов новыми рабочими местами. Пока же торговцы не верят в эффективность предпринимаемых властями мер и просят поскорее вернуть «всё как было», о чем высказываются под постами донского губернатора в Инстаграме.
«Нам не важно кому юридически будет принадлежать земля под нашими магазинами, мы исправно платим налоги в казну, аренду и прочее. Дайте нам работать!» — говорится в петиции, адресованной Правительству РФ, на сайте change.org. За несколько дней её подписало свыше 15 тыс. человек.
В правительстве области пострадавшим предпринимателям предложили воспользоваться льготным кредитом под 4,5% годовых (до 5 млн рублей), который выдает Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства.
Откроются ли рынки Аксайского района снова
Открывшаяся 1 мая на парковке старого ростовского аэропорта сельскохозяйственная ярмарка позволила несколько ослабить напряжённость ситуации. Сюда временно переехали предприниматели с овощного рынка. Данную территорию площадью почти 2,5 гектара Донская торговая компания взяла в аренду на 11 месяцев. Территория ярмарки уже частично оснащена необходимой инфраструктурой — контейнерами для сбора мусора и биотуалетами, подписан договор на вывоз и утилизацию мусора. Обеспечено водоснабжение, подключено электричество, на площадке выставлена охрана.
Власти региона пошли на этот шаг, чтобы не допустить роста цен на сезонную продукцию. Известно, что на аксайском овощном рынке продукцию закупали многие оптовики региона. Администрация Ростова-на-Дону, в свою очередь, предложила для размещения более 8 тысяч торговых мест.
Но пока торговцы не торопятся воспользоваться этим предложением. Многие из них вложили деньги в строительство торговых павильонов, как на том же рынке «Атлант», обзавелись клиентурой, которая знает, как их искать именно на этом рынке. На других рынках их ждут иная конкурентная среда и другой набор клиентов, с которыми заново предстоит выстраивать отношения.
По словам уполномоченного по защите прав предпринимателей Ростовской области Олега Дерезы, обеспечительные меры (т.е. запрет на осуществление торговой деятельности) предприняты в отношении торговых площадок Аксайского района вплоть до окончания проверок — до 26 мая.
Слом старого уклада
«Уникальность ситуации в том, что все действия происходят в рамках законодательства, —говорит Олег Дереза. — Другой вопрос, на каких правовых основаниях эти торговые площадки существовали. Они же не называются рынками. Они бы подпадали под закон о рынках. Конечно, то, что они 20 лет существовали… Как неправильно сросшаяся кость, которую приходится ломать. Идеальный вариант — если бы нашли возможность привести в порядок территорию, чтобы эти люди торговали на этих местах».
«Сейчас Ростов в шоке: цены на овощи и фрукты выросли на 50–80 процентов (федеральные сети тоже воспользовались ситуацией, не волнуйтесь), — написал на своей странице в Фейсбуке руководитель комитета по правозащите партии “Новые люди“ Александр Хуруджи. — Разрушенные логистические цепочки больно бьют обоими концами — некому продавать, негде продавать. Всё это выстраивалось десятилетиями и было разрушено в один день». Он также предложил принять «закон о реновации рынков», в котором необходимо будет прописать правила для прекращения и приостановки рынков, а также процедуры компенсаций.
«Вряд ли всё происходящее — это инициатива губернатора, — считает политтехнолог Роман Базиков. — В противном случае все эти вопросы были бы решены ещё 10 лет назад, когда действующий губернатор пришёл к власти. Скорее, происходящее связано с приходом нового областного прокурора (Романа Праскова, который назначен на эту должность 17 февраля. — “Эксперт ЮГ”). Это неприятность для губернатора, которая бьёт по его репутации и репутации партии власти накануне выборов в Госдуму».
Что касается ситуации с Борзенко, то, по словам Базикова, ему не следовало так долго засиживаться на одной должности, особенно в свете сигналов о предстоящем объединении Ростова и Аксая, не стоило препятствовать этим «интеграционным процессам». «В своё время подобный сигнал получил бывший мэр Батайска Валерий Путилин, который правил городом 18 лет, а потом спокойно ушёл на пенсию. Борзенко, похоже, эти сигналы проигнорировал», — предполагает Роман Базиков.
По действующей власти также сильно ударило и то, что тема вышла на федеральный уровень. Негативная новостная картинка «Донского Черкизона», а также последовавший за этим рост цен на овощи и стройматериалы производят негативный электоральный эффект. Отсутствие внятной коммуникации с гражданами и предпринимателями порождает слухи о предстоящей застройке территории рынков. В пользу этой версии говорит расположение аксайских рынков в непосредственной близости к Ростову, а также наличие готовых коммуникаций и низкие земельные налоги.
Однако пока эта версия не находит подтверждения ни у риэлторов, ни у местных властей. «Ничего связанного с застройкой рынков слышать не приходилось, — говорит руководитель отдела маркетинга и аналитики агентства “Дон-МТ” Галина Пивоварова. — Да и ситуация на рынке сегодня не способствует росту спроса — цены на квартиры и стройматериалы растут, льготная ипотека, похоже, отменяется, в больших объёмах жилья нужды нет. В любом случае ситуация пока ещё далека от разрешения».