Самые быстрорастущие на Юге: рекорды роста после пандемии

Количество компаний-«газелей» на юге России по итогам 2021 года — рекордное за последние пять лет, выручка — тоже наибольшая. Главные драйверы — оптовая торговля, АПК с пищевой промышленностью, а также сфера услуг

DMG
Читайте Monocle.ru в

Эксперт ЮГ» публикует итоги ежегодного исследования быстрорастущих компаний Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. С 2018 года мы изменили формат мониторинга, увеличив поле изучения за счёт компаний, которые получили выручку от 120 млн рублей и пять лет подряд увеличивают этот финансовый показатель как минимум на 15% (подробнее в главе «Методология»). Эти изменения в методологии нужны были затем, чтобы начинать видеть динамичные компании ещё на ранних этапах.

В итоговый рэнкинг в этом году вошла 531 компания, что на 47 участников больше, чем было в прошлогоднем исследовании. Стоит отметить, что количество «газелей» растёт на Юге из года в год, однако если по итогам 2019 года прирост был на 85 участников, то по итогам 2020 года мы увидели спад популяции. Нынешний прирост установил новый рекорд по общему количеству быстрорастущих компаний на юге России — и это тот результат, с которым регион вышел из периода ковидных ограничений. Напомним также, что в 2018 году в итоговый топ попали только 386 компаний, а в 2017 году — лишь 220.

Главные отрасли появления быстрорастущих компаний — это оптовая торговля, АПК с пищевой промышленностью, а также сфера услуг. Быстрее остальных регионов «газелей» выращивает Ростовская область.

Традиционно мы выделяем три «эшелона» быстрорастущих компаний — это классические компании-«газели» с выручкой от 400 млн рублей («первый эшелон») с ежегодным приростом оборота не менее 30% на протяжении пяти лет. Затем «второй эшелон» роста — компании с динамикой от 15% в год и выручкой от 400 млн. В «третий эшелон» вошли компании с выручкой от 120 млн до 400 млн рублей и ежегодным приростом оборота не менее 15%. Кратко охарактеризуем сначала ситуацию по всему списку, а затем отдельно в каждом из указанных сегментов.

Оптовики нарастили представительство в топ-листе

Вместе с ростом популяции южных «газелей» выросла и общая выручка компаний в рэнкинге. Если по итогам 2020 года участники рэнкинга выручили около 498,5 млрд рублей, то за минувший год этот показатель достиг отметки в 637 млрд рублей. Прирост составил почти 28% (см. график 1). Совокупная выручка по итогам года стала крупнейшей с 2018 года, когда мы начали исследовать эту сферу по новой методике. Тогда южные «газели» показали выручку в размере 622 млрд рублей — в основном за счёт нефтегазовой отрасли. По итогам прошлого года нефтяников и газовиков вообще не оказалось в списке, впрочем, их не было в нём уже с 2020 года.

Самый заметный прирост объёма выручки был выявлен у компаний из сферы приборостроения (на 140%), лёгкой промышленности (121%) и машиностроения (119%) (см. таблицу 1). Отметим, что наиболее крупный по выручке представитель сферы приборостроения — таганрогский производитель отопительных котлов «Лемакс». В легпроме — крупный производитель обуви «Мадрид» из Ставропольского края, а в машиностроении — производитель прицепной техники для магистральных автотягачей ООО «Бонум» из Ростовской области.

За год в три раза увеличилось количество отраслей, в которых снизилась консолидированная выручка «газелей». Если в 2020-м в минусе оказались только три сферы, то в новом исследовании таких отраслей оказалось уже девять. Самое заметное сокращение этого финансового показателя произошло в ЖКХ, металлургии и телекоме.

Главной же сферой для быстрорастущих компаний стала оптовая торговля, участники которой принесли уже почти 52% от всей выручки за 2021 год. Оптовики за год увеличили выручку с 240 до 331 млрд рублей, то есть прирост составил свыше 37%.

Вторая отрасль по объёму выручки — АПК и пищевая промышленность с долей в 10,1%, увеличившая её более чем на процент и тем самым сместившая со второго места строительство, выпавшее в этом году из числа трёх самых крупных отраслей по итогам рэнкинга. Третье место по доле было присвоено транспортно-логистической отрасли с общей выручкой в 57 млрд рублей. Добавим, что именно эти две отрасли вошли в тройку лидеров по росту числа представителей в рэнкинге.

Самые заметные потери были обнаружены у обрабатывающей промышленности (-10), ЖКХ (-6) и строителей (-5). Не попало в топ-лист ни одной компании из сферы энергетики, хотя годом ранее их было три.

Донские «газели» догоняют кубанских

Региональная структура топ-листа за год не претерпела значительных изменений. Краснодарский край сохранил лидерство по представительству — 166 компаний. Ещё 160 организаций — с донской пропиской. Остальные 13 регионов распределили между собой 205 мест (см. таблицу 2).

Представительство Кубани по сравнению с прошлогодним рэнкингом сократилось на три компании, хотя годом ранее регион увеличил своё присутствие сразу на 38 позиций. Ростовская область, наоборот, резко расширила представительство — на 32 компании. Выросло на девять количество «газелей» из Волгоградской области. Остальные регионы увеличили присутствие не больше чем на три компании. Заметное снижение представительства зафиксировано у Калмыкии (-3).

По объёму региональной выручки первые два места поделили между собой Кубань и Дон, на которые пришлось порядка 469 млрд рублей или 73% от общего показателя. При этом между двумя главными местами обитания южных «газелей» практически не сократился разрыв по доле в выручке.

Из 15 регионов-участников сократили выручку только 5 — Ставрополье, Волгоградская область, Ингушетия, Калмыкия и Дагестан. Причём две последние республики из этого списка заметно «просели» по выручке — от 51 до 82% по сравнению с итогами 2020 года.

Экспансия оптовиков в первом эшелоне

По итогам прошлого года на юге России 80 компаний полностью соответствуют статусу классических «газелей». «Первый эшелон» пополнился 15 быстрорастущими компаниями, выручка которых в течение пяти последних лет росла на 30%. Примечательно, что в списке новичков оказались только представители среднего и крупного бизнеса. В итоге прирост совокупной выручки составил в этом сегменте более 24%. Примерно на столько же вырос показатель в 2020 году, а вот в 2019 году мы наблюдали отток компаний из списка «газелей» (-44%).

Вообще нужно отметить методический парадокс: в классические «газели» попадают только компании с приростом не менее 30% в год, их общее количество выросло, но совокупная динамика выручки по сравнению с участниками рэнкинга прошлого года — менее 30%. Это говорит о том, что обновление рэнкинга сопровождалось выпадением более крупных и появлением сравнительно небольших компаний.

Главными точками роста стала оптовая торговля (прирост выручки 50%), АПК с «пищёвкой» (144%), машиностроение (85%) и сфера услуг (78%) (см. таблицу 3). По объёму выручки в топе остались оптовая торговля, занимающая долю в 60%, а также АПК и строительство, поделившие между собой 20% от общей выручки. Остальные сферы экономики в первом эшелоне имели не более 5% от совокупного показателя.

В сегменте классических «газелей» лидирует Ростовская область, которую представляют 25 компаний. Кубань представлена всего лишь 20 организациями. Третье место у Ставрополья с 11 позициями. Однако количественный перевес не помог донским «газелям» обойти Кубань по выручке. Краснодарский край забрал примерно 42% от общего «котла», а Ростовская область — лишь 33% (см. таблицу 3).

Первое место среди классических «газелей» сохранило за собой ООО «Снабсервис». Компания из Абинска увеличила выручку на 25 млрд рублей. Средний темп прироста выручки за пять лет снизился с 95 до 81%. Компания принадлежит Ивану Демченко, основателю Абинского электрометаллургического завода (АЭМЗ). ООО «Снабсерсис» является одним из главных распространителей продукции АЭМЗ, а также экспортирует металл в Казахстан и Абхазию. «Снабсервис» входит в первые 20 организаций по торговле чёрным металлоломом по всей России, говорится на сайте компании.

Второе место в топ-листе «первого эшелона» заняло ООО «Топ Грейн Л. Т. Д.» из Ростовской области. Экспортёр зерновых по итогам 2021 года получил выручку в размере 18 млрд рублей. По официальным данным, организация занимается поставками сельхзопродукции в страны Европы, Азии и Ближнего Востока. Учредителями компании являются Сергей и Ольга Басовы. По данным СМИ, Сергей Басов ранее был бизнес-партнёром миллиардера Алексея Федорычева, владельца холдинга Fedcominvest.

На третье место в топе вышло «КФХ Деревянко В. И». из Краснодарского края, которое увеличило выручку почти в два раза — до 8 млрд рублей. Как сообщается на сайте хозяйства, по итогам 2021 года было экспортировано порядка 400 тысяч тонн сельскохозяйственных культур. Примечательно, что в прошлогоднем исследовании КФХ входило во второй эшелон «газелей» с выручкой в 4,7 млрд рублей.

«Второй эшелон» — самый динамичный сегмент

Количество участников «второго эшелона» увеличилось на 20 компаний, хотя в прошлом исследовании мы зафиксировали прирост в 36 позиций. По итогам 2021 года на Юге было выявлено 165 компаний, выручка которых в прошлом году превысила 400 млн рублей, но росла как минимум на 15% в течение пяти последних лет.

Рост же совокупной выручки «второго эшелона» — 35%. Это самый растущий сегмент динамичных компаний. Хотя надо отметить, что по итогам 2020 года он показывал ещё большую динамику роста — 60%.

Вес оптовой торговли здесь также очень велик, но её вклад в общую динамику заметно меньше. Рост оптовой торговли на уровне всего сегмента. А вот отрасли, лидирующие по темпам роста, здесь совсем другие. На первом месте обрабатывающие производства (рост выручки на 300%), далее — услуги (283%), транспорт и логистика (145%).

Зато вылетели из числа представленных в рэнкинге отраслей ЖКХ, энергетика и раздел «прочее». Взамен появились по одному представителю машиностроения (ООО «Конмет», производитель бетонных заводов из Краснодара) и информационных технологий («Оджетто Веб», ИТ-компания из Таганрога).

Первое место в подрэнкинге второго эшелона заняло ЗАО «Фармацевт» из Ростовской области с выручкой в размере 17,2 млрд рублей. Компания управляет сетью аптек на юге России. Вторая позиция у ООО «Рускон», входящего в ГК «Дело» и занимающегося международными контейнерными перевозками грузов. А вот прошлогодний лидер второго эшелона, ООО «Кортева Агрисаенс», переместился на четвёртую строчку. Замыкает тройку лидеров второй группы ООО «Отрада», которое в прошлом исследовании входило в топ-3 классических «газелей». Компания занимается оптовыми поставками фармацевтической продукции. Из отчётности известно, что ООО «Отрада» — правообладатель товарного знака CeraDerm. Под этим брендом производится увлажняющий крем для кожи. Также компания является пользователем товарного знака «Апрель. Всегда рядом». Он используется для названия аптечной сети. За 2021 год организация выручила порядка 14,6 млрд рублей.

«Третий эшелон» увеличился химпромом и АПК

«Третий эшелон» показал худшую динамику среди всех групп нашего рэнкинга. За год он увеличился на 12 компаний. Теперь здесь расположились 286 «газелей» с совокупной выручкой 61,7 млрд рублей. За год малый бизнес топ-листа увеличил свой показатель на лишь на 4%, хотя годом ранее мы наблюдали прирост в 19% выручки. Собственно, для «третьего эшелона» 2021 год оказался худшим за последние несколько лет.

Главным поставщик компаний для этого эшелона — химическая промышленность. За год здесь появилось сразу 14 новых её представителей. На девять больше стало организаций в АПК с «пищёвкой», а в телекоме и сфере услуг — на четыре. Потеряла 13 позиций обрабатывающая промышленность, пять — медицина.

Здесь также в лидерах Кубань и Ростовская область, причём донской регион нарастил присутствие заметнее, а Краснодарский край, наоборот, потерял пару организаций. Рывок в третьем эшелоне совершила Волгоградская область, расширив своё представительство сразу на 10 компаний — до 27.

Топ-286 динамичных компаний «третьего эшелона» возглавила кубанская компания известного ресторатора Аркадия Новикова ООО «Высота 5642» (399 млн рублей). Второе место принадлежит ООО «Росток» из Северной Осетии. Организация занимается оптовой торговлей химическими средствами. В 2021 году участник рэнкинга из Ардона получил 394 млн руб­лей выручки. Третья позиция была у ООО «Эрик» из Сочи. Организация занимается строительством дорог и зданий.

Быстрее остальных: десятка самых динамичных «газелей» Юга

«Эксперт ЮГ» также составил топ самых динамичных «газелей» с самым высоким средним темпом прироста выручки. По итогам 2021 года лидером стало ООО «Алинас» из Краснодарского края со средним приростом в 433%. Компания из третьего эшелона занимается оптовой торговлей напитков и минеральных вод. Надо заметить, что в прошлогоднем исследовании наилучший результат был равен 311% (см. таблицу 4). То есть за год появились «газели» с более высокой динамикой.

Второе место с показателем в 402% заняла классическая «газель» ООО «ТДК» из Шахт. Организация занимается продажами хлебобулочной продукции. Замыкает тройку самых динамичных компаний юга России ООО «ЕРС-Энерго» из Волгоградской области (393%). «Газель» из первого эшелона занимается полным циклом электромонтажных работ на промышленных предприятиях.