Местные модные бренды штурмуют освободившиеся ниши

Оксана Петина
19 декабря 2022, 00:00

После того, как популярные зарубежные бренды одежды покинули российский рынок, настал звёздный час для отечественной лёгкой промышленности и модной индустрии. Хотя крупные игроки рынка работали над импортозамещением уже давно, именно 2022 год способствовал интенсивному развитию сферы

ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
Виктория Луговская
Читайте Monocle.ru в

Рост лёгкой промышленности с января по сентябрь в Ростовской области составил 129% по сравнению с прошлым годом, сообщила Елена Бугранова, президент Союза русских байеров, во время традиционной Донской недели моды, которая прошла в Ростове с 18 по 20 ноября.

Южные бренды почувствовали спрос и пиар-поддержку стилистов и блогеров, был даже запущен флешмоб, в ходе которого имиджмейкеры стали делать обзоры российских дизайнеров, хотя раньше рассказывали только о крупных магазинах масс-маркета, пояснила Виктория Луговская, основатель Донской недели моды. О похожих тенденциях сообщает и Елена Бугранова: в этом году отечественными брендами заинтересовались байеры, которые ещё недавно работали исключительно с зарубежными партнёрами.

Местные бренды в основном создают оригинальные, дизайнерские, а не базовые вещи, и не рассчитаны на масс-маркет, популярность которого складывается из частой смены коллекций и низкой стоимости вещей, рассказала Луговская. Нишу базовых вещей могут теперь занять ростовские «Культтовары», которые запустили новый бренд «Мануфактура», у них свое большое производство. Но цена произведённых здесь вещей в любом случае будет выше, чем у покинувших рынок Zara или H&M.

В этом году компания Elis Fashion Rus получила государственную поддержку для завершения строительства швейной фабрики в Ростове. Летом фабрика уже приступила к работе. Изначально марка Elis возникла как отечественная альтернатива брендам Zara и BGM, не уступающая по качеству, говорит владелец компании Александр Еремеев.

По словам Анны Алексеевой, создательницы местного бренда DNK Russia, весьма успешного на федеральном уровне, поставка зарубежных тканей стабилизировалась вместе с курсом доллара, а использовать российские ткани и комплектующие бренд начал ещё два года назад. Спрос увеличился, когда стало ясно, что многие марки не вернутся на рынок. 2022 стал для компании годом сотрудничества: стартовала вторая коллекция с Роскосмосом, скоро выходит коллекция с капитаном ФК «Ростов».

«Капитализация региональных институтов развития бизнеса в 2022 году в сравнении с прошлым годом увеличена на шесть процентов и достигла пяти миллиардов рублей, — отметил заместитель губернатора Александр Скрябин. — Наше агентство поддержки предпринимательства по размеру капитализации, а это более двух миллиардов рублей, является одной из крупнейших в стране микрофинансовых организаций. А за годы реализации национального проекта “Поддержка малого и среднего предпринимательства” объём микрофинансовой помощи, предоставленной РРАПП донскому бизнесу, превысил 4,5 миллиарда рублей».

«Сегодня одна из приоритетных задач правительства Ростовской области и министерства экономического развития — простимулировать проекты в сфере импортозамещения. Востребованной остаётся микрофинансовая поддержка — её объём с начала года превысил 1,2 миллиарда рублей», — рассказала Яна Куринова, директор Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства.

Одними из тех, кто воспользовался поддержкой от РРАПП, стали Максим и Екатерина Грибины, владельцы бренда одежды The Extravaganza. Предприятие выпускает женский трикотаж, спортивные костюмы, а сейчас запустило коллекцию вечерних платьев. В центре «Мой бизнес» им одобрили заявку на льготный микрозаём для пополнения оборотных средств.

Воспользовался микрофинансовой поддержкой и бренд детских праздничных платьев из сатина Qpins. «Мы взяли заём в 300 тысяч рублей на пополнение оборотных средств. Деньги направили на оплату аренды и покупку материалов, чтобы подготовить коллекцию к Новому году», — говорит Сергей Купин, владелец бренда Qpins.

Недостаток профессиональных швей стал серьёзной проблемой местных брендов, которые готовы больше шить и продавать, считает Виктория Луговская. Она говорит о том, что молодые люди, которые поступают в профильные вузы, недостаточно мотивированы. Некоторые из них помогают в подготовке Донской недели моды, и такая активность становится для них вдохновением. В этом году специалистов, которые более осознанно выбрали эту профессию, стало больше, а благодаря национальному проекту по поддержке малого и среднего бизнеса 11 жительниц области прошли бесплатные обучающие курсы кройки и шитья. Некоторые местные крупные бренды, например, Elis, сами готовят своих будущих сотрудников.

Для стимулирования импортозамещения экспертами института развития индустрии моды Beinopen был проведён образовательный интенсив для 80 предпринимателей. Организовали обучение РРАПП и региональная «Точка кипения» при поддержке правительства Ростовской области и министерства экономического развития региона. В рамках программы акселерации брендов слушатели узнали о мерах господдержки и об опыте коллег из Москвы, Петербурга и Калининграда, научились выстраивать маркетинговую и коммуникационную стратегии.

«На акселераторе мы сразу подхватили одну идею и уже провели фотосъёмку с донским ювелирным брендом, — рассказала Кристина Гудзь, одна из владелиц бренда 2Sisters. — На модели были одежда, которую мы шьём, и ювелирные изделия наших новых партнёров. Чтобы организовать такой кросс-маркетинг, мы по совету спикера просто написали о своём предложении в личном сообщении в социальной сети».