Автобизнес на Юге: три пути развития после шока 2022 года

Евгений Ракуль
28 февраля 2023, 00:00

В условиях падения рынка более чем в полтора раза южные автодилеры придумали три антикризисных шага — брать дилерство китайских брендов, открывать площадки по продаже подержанных автомобилей, налаживать параллельный импорт

ФОТО: «ЭКСПЕРТ ЮГ»
Дилеры брендов, которые прекратили деятельность в России, теперь активно переходят на «китайцев»

По данным «Автостата», рынок новых легковых автомобилей в России в 2022 году упал на 59%. В ЮФО схожая картина: продажи рухнули на 58%, до 66,6 тысячи автомобилей, откатив рынок примерно на десятилетие назад. Продажи на Кубани, например, упали на 59%, до 26,2 тысячи машин, а в Ростовской области на 57% — до 16,9 тысячи. В январе неприятные тенденции для южного авторитейла продолжились — падение продаж в Краснодарском крае и в Ростовской области, соответственно, на 42% и 44%.

Реалии авторынка в 2022 году

По данным журнала auto.ru, 2022 год автоиндустрия встречала с осторожным оптимизмом, однако события конца февраля поставили рынок в непростые условия: начал появляться дефицит машин, а спрос, трафик и интерес к покупке сильно упали. Впрочем, в автосалонах моментально в несколько раз выросли цены на автомобили. Например, бюджетная Skoda Rapid стоимостью около 1 млн рублей (цена на начало февраля), в марте продавалась в Ростове уже за 5-6 млн в зависимости от комплектации. Резко подорожали автомобили всех брендов, даже отечественные выросли в цене на 30-40%.

В этот период, по словам менеджеров автосалонов, продающих автомобили Renault и Skoda в Ростове, за неполные два месяца на продажах машин удалось заработать столько, сколько в среднем за год.

Однако вскоре цены откатились вниз, но в целом остались выше прошлогодних на те же 30-40%. Кроме того, стал проявляться дефицит новых автомобилей. На этом фоне, согласно исследованию компании ASE, выросли расходы автоцентров, сократилась оборачиваемость склада.

Изменилась и сама структура рынка. Например, по данным «Автостата», доля машин в ценовом сегменте от 800 тысяч до 1,5 млн рублей уменьшилась в три раза, а автомобилей от 3 до 5 млн рублей стало втрое больше.

Подержанные автомобили подорожали на 35-37% — в среднем до 1,3 млн рублей, такие данные приводят «Автостат» и auto.ru. Больше всего цены выросли на трёхлетние (на 39%) и семилетние (32%) машины.

Сегодня, по словам руководителя отраслевого портала «Южный автомобиль» Максима Черкашина, автоцентры концентрируются на трёх вещах: продаже китайских автомобилей, развитии площадок по продажам подержанных автомобилей, а также на штучном параллельном импорте.

Несмотря на шоковый год, пока никто из крупных южных автодилеров не объявлял о приостановке работы — рынок активно переформатируется, и сейчас многие могут оказаться в лидерах.

Китайские бренды как панацея

Дилеры тех брендов, что фактически прекратили деятельность в России, теперь активно переходят на «китайцев». Если прежде по общему числу автодилеров в РФ лидировали европейские производители, то теперь — китайские. У них уже больше 1000 дилеров в нашей стране, а полгода назад было 740, подсчитали в «Автостате». В 2023 году процесс увеличения дилерских сетей китайских марок продолжится, отмечают «автостатовские» аналитики.

Вслед за изменениями, происходящими на рынке сегодня, «Ключавто» пополнил портфель брендов — главным образом, китайскими автобрендами и отечественными новинками, сообщили «Эксперту ЮГ» в компании со ссылкой на директора по развитию автохолдинга Юлию Овчинникову.

Сейчас сеть автоцентров «Ключавто» насчитывает более 110 центров продаж и послепродажного обслуживания в 26 крупных городах страны, где представлены 33 бренда.

Ростовская «ААА моторс» из-за санкций и проблем с поставками европейских автомобилей начала пополнять портфель своих брендов также китайской продукцией. Пока в «ААА моторс» в Ростове можно купить автомобили китайских марок JAC, Chery, Omoda и Changan. Ведутся переговоры и с другими автопроизводителями из Азии, однако есть проблемы с логистикой. Железная дорога перегружена из-за торгового «разворота на восток», а доставки по морю невозможны из-за санкций. Тем не менее, некоторые производители из Китая идут навстречу. Так, например, в Москве на мощностях бывшего завода Renault стали выпускать автомобили под брендом «Москвич». По сути, это отвёрточная сборка китайских автомобилей JAC, сертифицированных в России. Пока доступны всего две модели. «ААА моторс» стал одним из первых дилеров нового бренда в Ростове и Краснодаре. Также в донской столице его будет продавать компания Fresh auto, а в кубанской — «Юг-авто».

Китайские автомобили в буквальном смысле замещают собой ушедшие с российского рынка европейские, японские и американские бренды — их автоцентры открывают прямо в относительно новых салонах Jaguar/LandRover или Nissan, как в Ростове.

Что касается «Ключавто», то в прошлом году компания получила самое масштабное дилерство нового китайского бренда Omoda (семь автоцентров), начала сотрудничество с Exeed (были открыты точки продаж в Сочи, Петербурге и Кавказских Минеральных Водах) и Evolute (центры открыты в Краснодаре и Ростове-на-Дону).

Ростовский «Сокол-Моторс» стал продавать китайские автомобили Chery и Exeed в тех же салонах, в которых продавал Nissan и Chevrolet.

Китайские бренды — абсолютно новые для рынка, неизвестны их системные проблемы и стоимость владения, говорит Максим Черкашин. К тому же в Китае принято гораздо чаще менять автомобили, каждый год популярные бренды выпускают новые модели.

«Если вашей машине уже года три-четыре, то найти на неё запчасти может быть очень сложно», — предупреждает Черкашин.

Ставка на «секонд-хэнд»

Уход иностранных брендов отрицательно сказался на операционной деятельности многих автодилеров. Многие из них пока не в состоянии сформулировать планы на будущее. «Однозначно можем ответить, что не планируем сокращать присутствие компании в регионах, — подчеркнули в “Ключавто”. — Планы по расширению географии на данный момент в разработке». Так же отвечают менеджеры салонов «ААА моторс» и «Сокол-моторс».

В Краснодаре и Ростове дилеры стали больше предлагать подержанные автомобили, увеличилось и количество объявлений на специализированных сервисах. Каждый дилер теперь предлагает машины с пробегом. Хотя цена на них гораздо выше, чем даже полгода назад, продажи в этом сегменте позволяют сохранять операционную деятельность.

Антикризисные меры и параллельный импорт

Что касается «антикризисных мер», то во многих автоцентрах пришлось частично сократить премии и уволить сотрудников, прямо не отвечающих за продажи, отмечают два сотрудника салонов Hyundai и KIA в Ростове.

Если вашей китайской машине уже года три-четыре, то найти на неё запчасти может быть очень сложно

Как рассказали «Эксперту ЮГ» в «Ключавто», все решения принимаются на основе аналитики и прогнозирования.

Автоцентры в этом году стараются адаптировать и клиентский сервис, поддерживая, например, стоимость нормо-часов сервисных специалистов на уровне начала прошлого года (но не везде). Однако этот «подарок» компенсирует выросшая стоимость запчастей, а также необходимость ожидать их доставки гораздо дольше, чем раньше.

Одним из самых «удачных и смелых» решений для некоторых стал запуск проекта по поставкам автомобилей параллельным импортом. Например, «Ключавто» стал первым игроком отечественного рынка, который начал ввозить для реализации в России «тысячные партии автомобилей популярных зарубежных брендов параллельным импортом “под ключ”». Компания при этом берёт на себя гарантийные обязательства по облуживанию. Сейчас у автолюбителей есть возможность приобрести автомобили ранее не поставлявшихся в Россию моделей.

Параллельный импорт реально возможен только для физических лиц, говорит представитель «ААА моторс». Главная проблема — логистика и финансирование. Автомобили, ввезённые по параллельному импорту, — пока всё же штучный товар, который стоит дорого, говорит Максим Черкашин. Однако, по его словам, на китайских заводах крупных европейских и японских компаний (например, Volkswagen и Mazda) уже налаживается «сборка для России».

Прогноз: автоцентры могут откатиться в начало 2000-х

В целом автомобильный рынок РФ в 2023 году будет зависеть от большого количества факторов, включая, например, перезапуск остановленных в 2022 году автопредприятий, возобновление госпрограммы льготного кредитования, параллельный импорт. Базовый сценарий «Автостата» на этот год — уровень продаж автомобилей незначительно вырастет, +4% к уровню 2022 года. В этой ситуации рынок могут занять те дилеры, которые наладили бесперебойный выпуск автомобилей и готовы предложить гибкие условия по скидкам. Те же китайские бренды сегодня предлагают в автосалонах широкий диапазон по скидкам.

«В любом случае, авторынок ждёт откат в архаичные времена, когда любая иномарка уже не считается за экзотикой, но запчасти на неё не достать, а стоимость обслуживания — космическая. Существенно меньшим окажется и выбор доступных автомобилей, а то, что ещё осталось на складе, будет представлять собой дорогой неликвид», — говорит Максим Черкашин.