Пандемия обнажила фундаментальные недостатки глобализованной экономической системы, слабость операционных бизнес-моделей компаний. Сеть аудиторско-консалтинговых фирм PwC оценила в ходе 24-го ежегодного опроса настроения руководителей крупнейших компаний и их реакцию на внешние триггеры. Результаты исследования мы обсуждаем с руководителем регионального развития PwC в России, управляющим партнером офиса PwC в Екатеринбурге Максимом Мациборко.
76% руководителей компаний прогнозируют улучшение перспектив развития мировой экономики в 2022 году
47% уверены в положительной динамике доходности в ближайшие три года
52% крайне обеспокоены угрозой пандемии
39% видят угрозу чрезмерного регулирования и геополитической нестабильности
Оптимизм и ВВП
— Мир уже полтора года борется с пандемией. Каким образом это проявляется в настроениях руководителей компаний?
— В последние месяцы наметился тренд на посткризисное восстановление, и наши исследования отмечают позитивный настрой большинства топ-менеджеров: 76% прогнозируют улучшение перспектив развития мировой экономики в течение следующих 12 месяцев, а это почти на 20 п.п. выше предыдущего рекорда оптимизма за все годы, когда мы задавали этот вопрос. На наш взгляд, это указывает на значительный скачок в настроениях топ-менеджеров. Сравним с опросом осени 2019 года: тогда только 22% руководителей компаний ожидали увеличения темпов экономического роста в 2020 году.
— На чем основан оптимизм и чего опасаются в компаниях?
— Оптимизм обусловлен реализуемыми программами вакцинации в разных странах мира. Несмотря на то, что полная победа над вирусом еще далеко, руководители видят долгосрочную перспективу развития как мировой экономики, так и своей компании: 36% прогнозируют рост выручки в следующем году; 47% уверены в положительной динамике доходности компании в ближайшие три года. Такие результаты отражают возврат к средним значениям и заметные изменения по сравнению с опросом 2020 года.
Несмотря на высокий уровень уверенности относительно роста доходности, руководители компаний не забывают о внешних угрозах: 52% «крайне обеспокоены» угрозой пандемии и других кризисных ситуаций, связанных со здоровьем. В странах Центральной и Восточной Европы, в том числе в России, на втором месте стоят угрозы чрезмерного регулирования и геополитической нестабильности: об этом заявили 39% опрошенных.
— Какой прогноз позволяют сделать результаты опроса?
— Мы имеем основания доверять настроениям. Специалисты PwC анализируют уровень уверенности начиная с 2008 года, чтобы определить направление динамики и устойчивость мирового ВВП, и каждый раз результаты позволяли сделать достаточно точный прогноз. Результаты за 2020 год относятся к редким исключениям в связи с экономическим воздействием пандемии. На основании ответов респондентов в этом году мы прогнозируем глобальный рост ВВП на уровне до 5%: это немногим ниже, чем прогноз МВФ, который закладывает рост экономики на 5,5% в 2021году. По данным анализа PwC, ВВП вернется к докризисным темпам роста в четвертом квартале 2021-го или в начале 2022 года.
— Отличаются ли оценки текущей ситуации в зависимости от отраслевой принадлежности бизнеса?
— Безусловно. Самый низкий уровень уверенности демонстрируют руководители компаний секторов гостиничного бизнеса и туристических услуг, транспорта и логистики. А в наибольшей степени уверены в хорошем росте бизнеса руководители технологических компаний, они рассматривают его как естественное следствие ускорения процессов цифровизации.
При более детальном разборе последствий пандемии, которые ощутили на себе компании в различных отраслях, мы видим, как на фоне набирающих обороты программ массовой вакцинации многие компании пересматривают концепцию рабочего места: внедряют модели, предусматривающие гибкий рабочий график и удаленный формат работы. Эти решения из временной меры становятся постоянными для специалистов ряда направлений, чаще всего такую модель организации труда применяют в отношении сотрудников отделов продаж, финансов и технологий. Однако гораздо сложнее найти оптимальный баланс в таких секторах, как гостиничный бизнес, транспортные услуги и розничная торговля, где изменения бизнес-модели потребуют значительных сдвигов в укоренившихся моделях поведения потребителей и подходах к работе сотрудников.
Бизнес-климат важнее
— Самым очевидным следствием пандемии стала ускоренная цифровизация. Каковы стратегии компаний в этом направлении?
— Согласно данным нашего опроса, почти половина руководителей планируют увеличить долгосрочные инвестиции в программы цифровой трансформации на 10% или более. Приоритизация цифровых инициатив сегодня резко отличается от картины 2010 года, когда после глобального финансового кризиса компании выделяли больше всего средств на программы повышения эффективности.
Следом за ускорением цифровизации отмечен всплеск внедрения решений на базе продвинутой аналитики и искусственного интеллекта (ИИ), обеспечивающих информированное принятие решений. Ведущие компании внедряют продвинутые решения на базе ИИ в клиентоориентированные приложения, программы для бэк-офиса и управления рисками, преодолевая предубеждения заинтересованных сторон против точности алгоритмов и укрепляя их доверие к результатам анализа на базе ИИ.
— Какие изменения произошли во взаимоотношениях государства и бизнеса?
— Повышение производительности станет важным фактором восстановления экономики, однако следует учитывать, что государства, стремясь нивелировать последствия пандемии как для национальной экономики, так и для граждан, существенно нарастили долги. Поэтому вполне логично, что в списке угроз заметно укрепила позиции неопределенность налоговой политики, поднявшись с 15 места на седьмое.
Отмечая накопление долговых обязательств в связи с государственными мерами поддержки, руководители компаний понимают, что от бизнеса власти ждут вложений в общее дело борьбы с пандемией. Вероятна трансграничная конкуренция между властями разных стран в реализации налоговых схем, направленных на получение максимальных выгод для национальных интересов, что существенно усложнит жизнь многонациональным компаниям, осуществляющим деятельность в нескольких странах и регионах.
— Как пандемия отразилась на коммуникации бизнеса с обществом?
— В этом году впервые с момента начала опроса в топ-10 угроз попало распространение дезинформации («крайне обеспокоены» 28% по сравнению с 16% в прошлогоднем исследовании). За прошедший год дезинформация серьезно повлияла на репутацию и общественное благополучие. Поэтому руководители компаний, которые хотят вернуть доверие клиентов, должны обратить особое внимание на обеспечение прозрачности деятельности компаний и доступности информации о своей продукции.
— Какое место в опросах занимает климатическая повестка?
— В прошлом году «крайне обеспокоены» изменением климата были 24% руководителей компаний, в этом году — 30%. Такой рост может показаться значительным, однако принимая во внимание рост обеспокоенности почти всеми типами угроз, увеличение на 5 п.п. не выглядит показательным. Более того, еще 27% руководителей выбрали варианты ответа «совершенно не обеспокоен» или «не слишком обеспокоен». 60% руководителей компаний не включили изменение климата в программу управления стратегическими рисками компании. По факту, на страновом уровне результаты нашего исследования показывают умеренно отрицательную связь между подверженностью рискам природных катаклизмов и уровнем готовности компаний к управлению климатическими рисками.
Тревожные кнопки
— Какие новые угрозы видят руководители компаний и как предлагают снизить их влияние?
— В 2020 году опасения относительно неопределенности налоговой политики не вошли в десятку наиболее серьезных проблем: значимость темы тогда отметили только 19% опрошенных. В этом году ее важность резко выросла, угроза заняла, как я говорил, седьмое место (31%): руководители компаний с тревогой наблюдают за наращиванием государственного долга, понимая, что это, скорее всего, приведет к росту налогов для бизнеса.
Вопросы найма и удержания квалифицированного персонала всегда занимали приоритетные позиции в повестке топ-менеджмента крупных компаний, однако в этом году впервые в топ-20 угроз, вызывающих обеспокоенность, попало снижение уровня физического и душевного благополучия (well-being) сотрудников. Широкое внедрение удаленного формата работы, трансформация операционной модели, оптимизация штата и повышенные требования к продуктивности сотрудников зачастую негативно влияют на психологическое и физическое состояние персонала. Именно поэтому бизнес-лидерам стоит уделить внимание программам well-being для сотрудников.
— В чем состоит итоговый вывод исследования этого года?
— Двойственная роль пандемии как акселератора трансформационных процессов и фактора возникновения негативных тенденций проходит красной нитью через нынешний ежегодный опрос руководителей крупнейших компаний мира. Большинство участников опроса прогнозируют активное восстановление мировой экономики. Такому восстановлению будет способствовать цифровизация компаний, темпы которой существенно возросли в связи с пандемией. Этот процесс дает большие преимущества для бизнеса, в частности в сфере повышения производительности, но вместе с тем усиливает угрозы кибератак и распространения дезинформации. Руководители компаний вновь обрели уверенность в перспективах роста выручки, но и их беспокоит дальнейшая динамика пандемии, неопределенность налоговой и регуляторной политики, а также, в несколько меньшей степени, глобальное изменение климата.