АвтоВАЗ уведомил дилеров об очередном повышении цен на модели Lada с 1 декабря на 3 — 5%. Ранее за первую половину ноября эксперты сайта «Цена авто» зафиксировали корректировку прайсов у 19 марок, представленных на российском рынке. Так, третье за минувшую осень повышение стоимости затронуло все автомобили УАЗ: цены выросли на 2,7 — 4,8%, в продуктовой линейке не осталось пассажирских моделей дешевле миллиона рублей. Среди наиболее популярных в России иномарок Kia повысила цены на 1,1 — 3,9% для 13 моделей из 17, все модели Toyota подорожали на 0,8 — 4,7%, Volkswagen для четырех моделей из девяти оформил прибавку в 1,8 — 6,4%. И это притом, что подавляющее большинство автопроизводителей уже повышало стоимость своей продукции в октябре.
Год безумия
«До недавнего времени автозаводы назначали нам цены на несколько месяцев, и мы спокойно с этим работали. Но теперь машины дорожают каждые две недели. Мы находимся в некотором замешательстве, потому что даже не успеваем адаптироваться к новой стоимости машин», — признался представитель одного из дилерских центров в Екатеринбурге.
— Сегодня у дилеров, как правило, отсутствуют самые ходовые модели. Жесткий дефицит на нашем рынке случался и в прежние времена, но тогда это было связано либо с общим объемом продаж, либо с выходом новых популярных моделей, таких как Renault Duster или Ford Focus. Срок ожидания длился полгода и даже дольше. Но сейчас вообще не называют какие-либо сроки, — описал ситуацию с автопродажами в стране президент ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры» Александр Рулевский. — Практически у всех производителей возникли проблемы с поставками электронных автокомпонентов, из-за чего и наблюдается дефицит машин. Я беседовал с представителем одного из автозаводов. Он сказал, что ожидает нормализации ситуации только к концу следующего года. То есть такая лихорадка может продлиться еще примерно год.
Чтобы выжить в этот сложный период дефицита, автодилеры стали устанавливать на машины дополнительное дорогостоящее оборудование. Без этого купить новый автомобиль теперь практически невозможно. Доходит до того, что, как сообщает «Газета.Ru», ряд опций и аксессуаров, навязанных автосалонами, становятся причиной отказа в постановке на учет в ГИБДД из-за «внесенных в конструкцию автомобиля изменений». В подразделениях ГИБДД разъясняют автовладельцам, что, например, установка тягово-сцепных устройств (фаркопов) на автомобили без оформления внесения изменений в конструкцию возможна лишь в том случае, если оборудование соответствует требованиям технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств».
Ранее с дополнительными опциями продавалось около 20 — 30% машин в зависимости от бренда и его востребованности, сегодня — 99%. Российские потребители пока готовы за это платить. По оценке аналитического агентства «Автостат», за девять месяцев 2021 года на покупку новых легковых автомобилей россияне потратили 2 трлн 291 млрд рублей. Это на 34% больше, чем за тот же период прошлого года. Рост финансовой емкости рынка объясняется увеличением как средневзвешенной цены, так и продаж новых машин (в январе — сентябре). Около половины (48%) финансовой емкости российского авторынка пришлось на пять брендов: Kia, Toyota, Mercedes-Benz, BMW и Lada.
Но эксперт предупреждает, что установка на машины дорогостоящих «допов» приведет лишь к ухудшению ситуации на рынке.
— Дефицит развязал руки продавцам. Мы уже забыли, сколько стоят автомобили в простейших комплектациях, — комментирует Александр Рулевский. — Одна часть потребителей побежала в салоны, опасаясь, что завтра цены станут еще выше. А другая часть понимает, что творится безумие, когда машина продается на полмиллиона дороже, потому что укомплектована дорогим допоборудованием. Они хотят подождать, когда это безумие закончится. Поэтому боюсь, что может наступить похмелье: в какой-то момент дефицит сменится тем, что потребители просто не пойдут в салоны. Потому что цены начинают зашкаливать. Если вспомнить, что под три миллиона рублей у нас начинается роскошь, то сегодня роскошью стали практически все автомобили в верхних комплектациях, обвешанные «допами». Знаю случай, когда Lada Vesta продавали за 1,8 млн рублей — настолько она была обвешана допоборудованием. Лихорадка, которая захлестнула автомобильный рынок, может смениться кризисом продаж.
Был случай, когда LADA Vesta продавали за 1,8 млн рублей — настолько она была обвешана допоборудованием
Ситуация повлияла и на вторичный рынок, куда устремились покупатели: «В результате и там цены потеряли опору и стали совершенно сумасшедшими. Произвольно устанавливаемые владельцами цены на одну и ту же модель примерно схожей комплектации могут отличаться на 30 — 40%, — говорит Александр Рулевский. — Сегодня есть даже случаи, когда подержанный автомобиль продается по цене нового той же модели. Из этой мутной воды многие пытаются вытянуть золотую рыбку».
Где нас болтает
На рынке Европы падение продаж легковых автомобилей фиксируется уже четвертый месяц подряд. По итогам октября здесь было реализовано 799 тыс. новых легковушек, что на 29,3% ниже показателя годичной давности. В Европейской ассоциации автопроизводителей отмечают, что это худший результат за октябрь в истории европейского авторынка, за месяц падение продаж в Германии составило 34,9%, во Франции — 30,7%, в Великобритании — 24,6%, Италии — 35,7%, Испании — 20,5%.
Несмотря на сохраняющийся дефицит автокомпонентов и безудержное повышение цен на машины, в ноябре Минпромторг России выдал прогноз по росту отечественного авторынка по итогам 2021 года на 5 — 6%. При этом замглавы Минпромторга
Василий Шпак, которого цитирует агентство «Прайм», заявил, что разрыв логистических цепочек в поставках электронных компонентов для автопромышленности будет нарастать, и связанных с этим проблем будет все больше, «поэтому вопрос перехода на российские компоненты наших отечественных сборщиков — это вопрос не просто государственной политики, а вопрос выживания и дальнейшего развития их собственного бизнеса».
Пока ситуация развивается по худшему сценарию. Напомним, дефицит электронных автокомпонентов начался еще в 2020 году на фоне локдаунов из-за пандемии коронавируса и затронул всех мировых автопроизводителей. Так, в связи с нехваткой компонентов неоднократно приостанавливал выпуск автомобилей с июня прошлого года АвтоВАЗ. В ноябре этот отечественный автопроизводитель начал принимать от дилеров заказы на январь 2022 года, однако в списке доступных автомобилей присутствуют не все модификации. Например, нет Lada Vesta Cross и Vesta SW Cross, а также Lada Granta Drive Active и Granta с автоматической трансмиссией.
В октябре доля на российском рынке новых легковушек бренда Lada росла: 22,4% против 22,3% годом ранее. Но объемы продаж в физическом выражении рухнули на 31% по сравнению с тем же месяцем прошлого года.
Кризис продаж четко наметился и на всем отечественном авторынке. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи в России легковых и легких коммерческих автомобилей с января по октябрь 2021 года составили 1,314 тысячи, что на 10,5% превышает показатели за аналогичный период прошлого года. Однако в последние четыре месяца наблюдается спад.
— В октябре 2021 года четвертый месяц подряд рынок продолжил снижаться. Было продано всего 126 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 18,1% меньше, чем в прошлом году, — отметил председатель Комитета автопроизводителей Томас Штэрцель. — Предстоит еще пройти долгий путь, чтобы преодолеть глобальный спад производства и новые проблемы в логистике, связанные с разрывом цепочек поставок.
Исходя из этой динамики, оптимистичные прогнозы представителей Минпромторга совершенно непонятны.
— По объемам продаж сегодня мы болтаемся около показателей прошлого года. Но в прошлом году продажи тоже шли плохо, год был ковидный, закрывались автосалоны. Поэтому это не те цифры, за которые надо цепляться, — констатирует Александр Рулевский. — Конечно, в любом явлении можно найти позитив. Например: несмотря ни на что автомобильный рынок работает, народ идет за машинами. Но ситуация с завышенными ценами совершенно неприемлема. Думаю, что к концу текущего года в целом по стране мы продадим новых легковых автомобилей на 10 — 15% меньше, чем в прошлом году.