Минтранс России предложил поднять максимальный размер платы за проезд по платным федеральным автотрассам и искусственным сооружениям на 40-70%. Проект постановления правительства опубликован на сайте проектов нормативных актов.
Сейчас максимальный размер платы составляет 3 рубля за 1 км платного участка для первой тарифной группы в ценах 2015 года, в ценах 2021 года это 3,65 рубля за 1 км. На платных дорогах в Европе, указывают в ведомстве, средний тариф составляет 3,59 руб./км, что на 35,5% выше российского. Минтранс предлагает увеличить максимальный размер платы на 35,5%, до 5 рублей за 1 км в ценах 2021 года.
Минтранс объясняет необходимость поднять размеры тарифов тем, что в России сейчас реализуется ряд крупных проектов, для которых ведомство ищет пути обслуживания и возврата долга. К таким проектам относится автомагистраль М12 Москва - Нижний Новгород - Казань, для которой привлечены средства ФНБ и средства по облигационным займам. Гибкая тарифная политика и управление трафиком необходимы для «обеспечения максимизации сбора платы, в том числе в периоды повышенного спроса на загруженных участках», говорится в пояснительной записке.
Кроме того, повышением тарифов Минтранс хочет окупить дорожные проекты. Ведомство приводит в пример обход Малых Вязем в Подмосковье, на пересечении ЦКАД-5 с Можайским шоссе. Весь проект стоит 10 млрд рублей, а строительство 1 км искусственных дорожных сооружений стоит 4,7 млрд рублей с учетом НДС. Чтобы построить 5,5 км участка дороги, который не является искусственным дорожным сооружением, нужно 840 млн рублей. Таким образом, чтобы окупить проект в рамках ГЧП за 26 лет, тариф за проезд по новому участку для легкового автомобиля должен составлять 50 руб., что невозможно при действующих лимитах, уточняет Минтранс.
Если предложения ведомства будут реализованы, плата за проезд по обустроенным «Автодором» федеральным дорогам может вырасти до 5 руб./км, по мостам и путепроводам — с 21 руб./км до 29 руб./км соответственно. Для грузовиков и автобусов максимальная стоимость проезда на дорогах может подняться с 9,5 руб./км до 16,25 руб./км (+70%), на мостах — с 66,5 руб./км до 91,5 руб./км (+40%).
Максимальный тариф за проезд по новым участкам автодорог тоже предлагается поднять: для легкового автомобиля — до 8 руб./км, для тяжелых трехосных грузовиков и автобусов — до 25 руб./км. Увеличение тарифов для новых трасс связано с «дополнительными затратами, в том числе на выкуп земельных участков, переустройство инженерных коммуникаций».
Для дорог и мостов, созданных в рамках концессионных соглашений, тарифы также предлагается поднять на 40%: для легковых автомобилей цена на дорогах поднимется с 12 руб./км до 16,5 руб./км, на мостах — с 84 руб./км до 115,5 руб./км. Для грузовиков и автобусов пределы вырастут с 38,5 руб./км до 53 руб./км и с 269 руб./км до 370 руб./км соответственно.
Как ранее писал журнал «Эксперт», в ноябре 2020 года Счетная палата предлагала пересмотреть условия концессионных соглашений на строительство дорог. Также там предлагали пересмотреть методики определения стоимости проезда. Концессионер мог ее устанавливать исходя из востребованности любого отдельно взятого участка трассы. В результате тариф за 1 км пути на разных участках мог отличаться более чем в три раза. Кроме того, аудиторы отмечали, что требования к платным дорогам никак не отличались от бесплатных, а скоростные режимы — разные.