Согласно статистике сайта GorodRabot.ru, только в Москве ежемесячно появляется около 600 таких вакансий, что говорит о большой востребованности таких специалистов. О том, чего стоит начинать карьеру в дизайне интерфейсов и как её развивать, узнали у дизайнера интерфейсов Сергея Евдокимова, члена международного Союза дизайнеров, призера A Design Awards и других международных конкурсов.
— Сергей, сейчас вы опытный дизайнер, победитель международных конкурсов и арт-директор стартапа Trafficcino. Но давайте вернемся в начало. Каким был ваш старт карьеры в дизайне, как начинался путь?
— Я начал заниматься дизайном с 2016 года как фрилансер. У меня не было профильного образования по дизайну, но было очень большое желание развиваться в этом направлении. Начинал с простых проектов по типу оформления обложек для соцсетей и промо сайтов. Постепенно я брал в работу все более сложные проекты. Фриланс — это хорошая школа. Я добился определенных успехов, научился делать красивые веб-сайты и получил хорошие знания графических редакторов. Но чтобы развиваться как продуктовый или UI/UX-дизайнер, необходимо больше погружаться в процессы.
В конце концов, понял, что хочу заниматься сложными интерфейсами в какой-нибудь большой продуктовой IT-компании, применять исследования пользователей, тестировать идеи, работать над дизайн-системой. В 2019 я получил такой шанс, когда принял предложение поработать над новой разработкой «АбсолютТех», сервисом Mafin, позволяющим оформлять полисы ОСАГО онлайн. Моей задачей в этом проекте стал дизайн веб-сайта и разработка пути покупки полиса.
— Итогом вашей работы над проектом в Mafin стало первое место, которое он занял, в рейтинге Сравни.ру. За счёт каких ваших решений в области UI/UX был достигнут этот результат?
— В Mafin я занимался дизайном веб-сайта и админ-панелью b2b-сервиса. На момент моего прихода в Mafin работал чат-бот, с помощью которого можно было купить страховой полис онлайн. Нашей задачей было изменить этот способ покупки полиса, сократить время анкетирования, улучшить статистику покупок и увеличить продажи. Поэтому мы приняли решение заменить чат-бот анкетой. Мне предстояло спроектировать ее максимально удобной и понятной для пользователя. Для этого я проводил исследования, делал кликабельные прототипы и тестировал их на пользователях. В итоге был разработан дизайн анкеты, которую удобно и просто заполнять. Полисы ОСАГО — один их ключевых источников дохода компании, поэтому увеличение воронки прохождения анкеты даже на 1 % значительно увеличивает годовой бюджет. Мы проделали большую работу, и за счет этого удалось обойти конкурентов и занять первое место в рейтинге.
— Вы так же помогли увеличить продажи и в проекте AiData, который занимается обогащением данных. Ваш редизайн сайта позволил увеличить конверсию и привлечь новых пользователей. Какова была специфика работы над этим проектом?
В AiData к моменту моего прихода был очень устаревший сайт. Он приносил прибыль лишь за счет горячего трафика. Новых клиентов он удержать не мог. У компании были большие цели и амбиции, поэтому необходимо было привлекать новых клиентов. Мне предоставили большие возможности для творчества: предстояло переработать всю структуру сайта, продумать навигацию и сделать максимально привлекательный и удобный дизайн для наших клиентов.
Я использовал подход Jobs-to-be-done в проектировании. Смысл подхода в том, что люди не покупают продукты, а «нанимают» их для выполнения определённых задач. То есть понимание, что нашему клиенту нужна не база данных как таковая, а нужен результат, который они могут с помощью этой базы получить. Чтобы воплотить концепцию, я изучил аудиторию и ответил на ряд ключевых вопросов, на которые опирался в проектировании дизайна: «Какую проблему решает наша услуга? Для чего пользователи хотели бы ее использовать? Зачем им это делать?».
В новом интерфейсе сайт вместо сухих цифр и неструктурированной информации стал рассказывать, как наш продукт решает проблемы. Подача материала стала проще. Например, мы подготовили видеоролик и презентацию о нас. Люди с большей вероятностью «съедят» идею по ложечке, чем станут разбираться сами. А нажать кнопку воспроизведения гораздо проще, чем читать абзацы текста.
— Что, на ваш взгляд, важно учитывать при редизайне, чтобы не сделать хуже?
— Мы помним случаи, когда Кинопоиск сделал редизайн и получил шквал критики от своих пользователей. Дурову так же в своё время предъявляли требования «вернуть стену» в ВК, что стало мемом на долгие годы. Люди привыкают к определенному интерфейсу и способам взаимодействия, поэтому изменения не должны быть радикальными, особенно если это касается больших сервисов. Но UX/UI-дизайнеры при смене дизайна должны в первую очередь проводить анализ поведения пользователей и опираться на цифры.
— В этом году ваш дизайн интерфейса для американского стартапа получил бронзу в международном конкурсе A Design Awards, два серебра в Muse Creative Awards и был номинирован на премию UX Design Аwards, которую вручает международный центр дизайна в Берлине. Чем ваш проект покорил жюри этих конкурсов?
— Занять высокие места нам позволило то, что в нашем проекте есть как эстетическая составляющая, так и инновационная, поскольку аналогов таких сервисов в конкретной нише еще не было. Trafficcino — это американский стартап, представляющий собой инструмент для рекламы, ориентированный на малый и средний бизнес. В целом, создать дизайн под стартап, то есть под что-то новое, чего ещё не делали, — это довольно сложная задача, которая потребовала от меня больших усилий, узкоспециализированных знаний и времени, но благодаря этому работать было по-настоящему интересно. И я очень рад, что профессиональное сообщество оценило мою работу по достоинству.
— Вы член международного Союза дизайнеров, куда принимают только профессионалов и в результате серьезного отбора. В чем ценность таких объединений в целом и лично для вас?
— Членство в Союзе дизайнеров повышает твою ценность как специалиста, служит признанием твоих заслуг и позволяет тебе стать частью крупнейшего комьюнити профессионалов в области дизайна в РФ. Поэтому я решил отправить свою заявку на вступление в Союз дизайнеров, продемонстрировал свое портфолио и достижения в области дизайна, после чего комиссия приняла решение о моем вступлении.
— Сейчас вы в жюри сразу трех конкурсов: Davey Awards, W3 Awards и Orpetron. Что дает вам этот вид деятельности?
— Я воспринимаю это как некую форму волонтерства, которая позволяет мне не только вносить свой вклад в индустрию дизайна, но и даёт возможность взглянуть под другим углом на некоторые свои работы. Судейство тренирует насмотренность, пожалуй, одну из важнейших составляющих дизайнера, которую он должен тренировать всю свою жизнь. Раньше я уделял достаточно много времени на просмотры чужих работ на Behance и Dribbble, а сейчас частенько нахожу вдохновение в конкурсных работах, которые оцениваю.
— Чем занимаетесь прямо сейчас и какие у вас планы на далёкое и не очень будущее?
— На данный момент я работаю в AiData. В мою зону ответственности входят все дизайн решения в этом проекте. Сейчас я продолжаю развивать интерфейс сайта, который мы обсудили ранее. Помимо этого, я занимаюсь дизайном сложного интерфейса непосредственно для DMP-платформы — основного продукта компании.
Планирую оставаться в индустрии UI/UX-дизайна как можно дольше. Это очень интересная сфера, которая стремительно меняется. Под нее необходимо приспосабливаться и постоянно учиться чему-то новому.
В будущем я хотел бы развивать свои менеджерские качества, чтобы стать хорошим лид-дизайнером и передавать свои знания молодым специалистам. Мне бы очень хотелось принять участие в каком-нибудь выдающемся проекте, который бы изменил мир или индустрию дизайна. Я хотел бы стать тем новатором, который применит новые подходы в дизайне, в том числе новые технологии, такие как искусственный интеллект и виртуальная реальность.