Нейросеть поможет контролировать транспортировку леса в России

31 октября 2023, 17:06

Рослесхоз готов с 2024 года подключить искусственный интеллект (ИИ) к контролю транспортировки древесины, чтобы сократить незаконную вырубку российских лесов. Такое решение принято ведомством после успешного пилотного проекта по автоматическому контролю транспортировки древесины с применением ИИ и комплексов фотовидеофиксации в Пермском крае.

Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области

Россия вместе с Канадой, Бразилией, Конго и Перу «отвечает» за регулирование температуры на планете — эти страны хранят 75% лесных массивов мира. Но бесконтрольная вырубка лесов в зеленых государствах, и в России в частности, представляет безусловную опасность. Основные российские лесные богатства — это Красноярский край, Якутия, Ханты-Мансийский автономный округ, Камчатский край и Иркутская область. Огромные регионы, бескрайние и потому слабо контролируемые просторы. На протяжении последних 10 лет в России ежегодно незаконно вырубают 1,3 млн кубических метров леса — фиксируется 16–17 тыс. незаконных вырубок, которые наносят лесным ресурсам ущерб на 11–12 млрд рублей. В 2020 году на совещании по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса президент страны Владимир Путин заявил, что «вырубка леса в большинстве регионов России продолжается архаичными, варварскими методами» и признал, что в отечественном лесном комплексе «остается много острых системных проблем». За первое полугодие 2023 года в России зафиксировано 4,3 тыс. фактов незаконной вырубки леса. Это на 21% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, когда было выявлено 5,4 тыс. подобных случаев. Тем не менее, учитывая площадь лесов на территории страны, проблему незаконной вырубки нельзя считать решенной.

Бесконтрольная вырубка лесов не сразу приводит к изменению климата, о котором тревожатся ученые. Гораздо быстрее она меняет экосистему на месте бывшего леса: вместе с деревьями погибает большое количество растений. Животные и птицы вынуждены мигрировать из мест обитания, почва без защиты деревьев подвергается эрозии, качество воздуха ухудшается, а само место, где шумел лес, становится безжизненным и уступает место более примитивной природной зоне.

Расхитители российского леса пользуются огромной территорией страны. Зеленые «легкие» России и всей планеты развозят по бревнышку в разные части страны и за границу. Но, возможно, именно лесоперевозки станут «слабым местом» преступных схем лесорубов. В России появились технологии, которые помогают решать проблему нелегальной транспортировки леса. В ближайшем будущем они «увидят» и покажут правоохранительным органам каждый незаконный лесовоз на дорогах страны. В 2017 году пермский разработчик и производитель комплексов фотовидеофиксации «Азимут», входящий в ГК «Урбантех», представил технологию для контроля транспортировки древесины. Комплексы «Азимут» сегодня — единственные успешно протестированные на практике в контексте фиксации несанкционированного перемещения древесины по дорогам. 

«Автоматическая фиксация несанкционированного перемещения древесины по дорогам до сих пор оставалась практически невозможной, учитывая масштабы российских лесных массивов, — говорит директор по связям с общественностью ГК «Урбантех» Константин Агуреев. — Можно наблюдать за объемами леса со спутника, с дронов, но как в моменте фиксировать перемещение и устанавливать нарушителей — было не совсем очевидно. Для этого мы создали интеллектуальное сервисное решение для сбора данных “Лес-контроль” — систему контроля правил транспортировки древесины на базе комплексов фотовидеофиксации “Азимут”».

Для контроля незаконной вырубки лесов специалисты предложили следующий алгоритм: ИТ-решение передает в систему данные с комплексов фотовидеофиксации, а также с камер, установленных в местах складирования древесины и объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры. Искусственный интеллект распознает транспорт, подходящий для перевозки древесины различного вида, анализирует номер машины и фото проездов транспортных средств под камерами. Далее для проведения расследований формируется аналитика по маршрутам и фактам передвижения транспортных средств. При отсутствии электронного сопроводительного документа система автоматически фиксирует нарушение. По потенциальным нарушениям формируются досье, которые передаются инспекторам на специализированное автоматизированное рабочее место (АРМ), а при подтверждении нарушения формируются предзаполненный пакет документов о нарушении и отчетная документация. Аналитические материалы могут быть в дальнейшем использованы в качестве доказательной базы при рассмотрении дел о правонарушениях в сфере оборота древесины. 

Пилотный проект в партнерстве с ООО «РТ-Геотех» с применением искусственного интеллекта для контроля перемещения древесины по дорогам общего пользования был проведен на территории Пермского края в 2022 году. В ходе проекта были задействованы 11 рубежей контроля. Системы фотовидеофиксации были оснащены функцией распознавания лесовозной техники. В результате анализа система искусственного интеллекта распознала 1052 транспортных средства в потоке машин как лесовозную технику. В 37,2% случаев (370 машин) транспортировка не нашла подтверждения в ЕГАИС Лес, то есть имела признаки возможного нарушения и требовала дальнейшей проверки. Также выяснилось, что в 15 из 370 случаев с возможными нарушениями осуществлялась перевозка срубов, досок, бруса, дров и деревянной обрези (пиломатериала). Сведения о фактах транспортировки древесины, зафиксированных на этих участках, поступают в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в онлайн-режиме.

В 2022 году эффективность использования автоматического контроля за транспортировкой древесины подтвердил Рослесхоз. Тогда в ведомстве и заявили о решении дополнительно обучить искусственный интеллект и распространить эксперимент на всю территорию России. В ГК «Урбантех» уверены, что разработанное решение готово к масштабированию.