В Bundesbank считают, что снижение расходов домохозяйств в Германии привело к спаду немецкой экономики в третьем квартале и, не исключено, к началу очередной рецессии. ВВП ФРГ в июле-сентябре снизился, по данным Статистического управления Германии, на 0,1%. При этом расходы потребителей за квартал снизились на 0,3% по сравнению с предыдущими тремя месяцами.
Данные подчеркивают как восстановление экономики Германии после прошлогоднего энергетического кризиса, так и усиливающееся воздействие роста цены заимствований. Германии посчастливилось стать единственной крупной экономикой, в которой по результатам года, по прогнозу МВФ, будет экономический спад.
Высокие цены на электроэнергию и слабый рост глобальной экономики продолжают оказывать давление на крупнейшую экономику Старого Света. Несколько крупных немецких промышленных компаний начали снижать расходы, а крупнейший в мире химический гигант BASF SE планирует в следующие четыре года снизить инвестиции почти на 15%.
Экономисты отмечают «относительную слабость» частного сектора Германии, но подчеркивают, что экономические данные позволяют предположить возврат в следующем году к росту экономики.
Высокая учетная ставка по-прежнему сдерживает рост спроса. Причем, экономисты считают, что ее воздействие на экономику еще не закончилось. Не следует надеяться и на скорое ослабление монетарной политики несмотря на ощутимое ослабление инфляции, которая по данным ЕЦБ снизилась в октябре до 2,9%.
Эксперты, включая главу Bundesbank Йоахима Нагеля, даже говорят о необходимости еще одного подъема учетной ставки для того, чтобы вернуть потребительские цены к целевому росту на уровне 2%. При этом инвесторы ждут, что уже в апреле 2024 года ЕЦБ начнет снижать учетную ставку.
Свою лепту в разновекторную палитру динамики немецкой экономики внес на прошлой неделе и главный в стране суд, Конституционный суд Германии, который признал незаконным перевод 60 млрд евро в Климатический фонд, и спровоцировал в первой экономике Европы еще и финансовый кризис. Аналитики Bloomberg считают, что это решение снизит рост экономики Германии в следующем году наполовину.