Только пожелай

Лина Калянина
редактор отдела конъюнктуры отраслей и рынков «Монокль»
9 ноября 2023, 11:37

Интернет-торговля медленно, но верно отвоевывает покупателей у классической розницы. Так, согласно свежему отчету Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), доля интернет-продаж в общем объеме розничных продаж в данный момент времени составляет 12,5%, год назад эта доля составляла 11%. Общий объем интернет-продаж на в январе-сентябре 2023 года увеличился на 23%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составил 4,3 трлн рублей.

Коллаж: Тамара Ларина
Читайте Monocle.ru в

Другое исследование — от компании Data Insight — сообщает, что только в сентябре 2023 года интернет-магазины и сервисы доставки продуктов питания в России выполнили 50,6 млн заказов, что на 55% больше, чем в сентябре 2022 года. А продажи продуктов питания становятся самой быстро растущей категорией — за 9 месяцев 2023 года выросли в 1,5 раза по количеству заказов и в 1,4 раза в денежном выражении, по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Лидерами по доставке продуктов питания являются Сбермаркет, Вкусвилл и Самокат: на них приходится 60% всех заказов и 50% продаж. 

Бурный рост интернет-торговли сказывается на трафике в торговых центрах. По словам президента Magic Group Александра Перемятова, за исключением нескольких торговых центров, расположенных в Москве и Санкт-Петербурге, повсеместно наблюдается снижение трафика в торговых центрах, по отношению к предыдущим годам, на 10-20 процентов. Более того, тот трафик, который приходит, забирают себе конкретные торговые точки — магазины эконом-сегмента, «лоукостеры». В торговых центрах на фоне падения посещаемости сохраняется высокая доля вакантных площадей — по оценкам риэлтерских компаний, от 10 до 13%.  

Между тем, конкуренция на рынке интернет-торговли, обостряется с каждым днем. В последнее время здесь «рулит» «тотальный сервис» — начиная с экспресс-доставки и кредитного финансирования и заканчивая системами поиска товара с использованием искусственного интеллекта. Так, недавно сразу два маркетплейса внедрили поиск товара по изображению: Мегамаркет предлагает найти понравившиеся одежду, обувь и аксессуары по фотографии. Покупатель даже может загрузить фото всего образа — нейросеть подберет максимально похожие товары. В свою очередь, «Яндекс» запустила новую функцию «Умная камера» в приложении «Яндекс Маркет», которая с помощью нейросети умеет находить товары самых разных категорий: обувь, одежду, электронику, бытовую технику, аксессуары для гаджетов, мебель и многое другое. То есть покупатель теперь может экономить время не только на походы в магазин, но и на поиск товара. От него требуется только желание купить что-то. Все остальное интернет-магазин сделает за него сам.