В Берлине надеются, что, приняв главный финансовый закон - бюджет на 2024 год всего за две недели до его начала, коалиционное правительство избавилось от политического кризиса, возникшего параллельно с бюджетным кризисом. Однако говорить о том, что худшее позади, как это делают в правительстве, явно преждевременно, считает агентство Reuters.
Согласно принятому после нескольких недель жарких споров новому бюджету Германия вновь вводит ограничения на заимствования. Кроме этого, по словам министра финансов и лидера свободных демократов Кристиана Линднера, правительство планирует заткнуть возникшие после решения Конституционного суда запретить перевод 60 млрд евро во внебюджетный Климатический фонд, что и привело к острому бюджетному и политическому кризисам, дыры размером в 17 млрд евро за счет жесткой экономии. В целом, по мнению многих экономистов, правительственный бюджет с учетом жесткой монетарной политики ЕЦБ, который продолжает бороться с высокой инфляцией при помощи повышения учетной ставки, скорее всего приведет к увеличению продолжительности слабой рецессии, в которую уже практически сползла первая экономика континента.
Главный экономист Commerzbank Йорг Кремер считает, что новый бюджет снизит темпы развития немецкой экономики в следующем году на 0,5%.
Трехпартийная правящая коалиция договорилась принять проект бюджета на 2024 год 13 декабря. Канцлер Шольц оптимистично надеется, что бюджетный кризис закрыт. По словам министра Линднера, дефицит бюджета в 2024 году сократится до 1,5% от ВВП с 2,5% в году текущем. По оценкам экономистов Commerzbank, ВВП Германии в следующем году снизится на 0,3%. Такое снижение они объясняют тем, что фискальная политика властей тормозит развитие экономики. Карстен Бржецки из ING соглашается с тем, что принятый вчера бюджет вполне приемлем для экономики, но сделка в правящей коалиции, по его мнению, не будет способствовать решению противоречия о том, как соединить огромные инвестиции со сбалансированным бюджетом.
Сейчас отношение долга к ВВП в ФРГ, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), значительно ниже показателей соседей: 65% в 2022 году у Германии, 117% у Франции, 148% у Италии и 116% у Испании.
Олаф Шольц подчеркнул, что, несмотря на общую тенденцию на экономию средств в бюджете на 2024 год, отдельные статьи расходов, например, борьба с изменениями климата и «зеленый» переход не пострадают. На эти цели, как и до бюджетного кризиса, планируется выделить 160 млрд евро. Однако директор экономического института DIW Марсель Фратцшер критикует планы правительства затыкать дыры в бюджете при помощи сокращения расходов, а не за счет увеличения налогов или очередной отмены так называемого «долгового» тормоза.
«Соглашение означает, что дефицит в 60 млрд евро в фондах на защиту климата и переход к зеленой энергетике пришел навсегда»,- объясняет свою позицию Фратцшер.
Сокращение компенсаций высоких цен на электроэнергию и ископаемые виды топлива приведет к дополнительным расходам потребителей. На покупательной способности в основном домохозяйств с низкими доходами негативно скажется и экономия на социальных выплат в размере 1,5 млрд евро.
«Граждане среди тех, кто проиграет от нового бюджета»,- комментирует снижение расходов правительства Шольца Марсель Фратцшер.
Кстати, в среду, буквально за считанные часы до появления новости о принятии проекта бюджета два ведущих экономических института снизили прогноз по развитию экономики, ссылаясь на неопределенность с бюджетом. Думается, что сейчас даже такой противоречивый бюджет улучшит психологическую атмосферу во многих немецких компаниях, называвших неопределенность из-за отсутствия бюджета одной из главных причин ослабления первой экономики Европы.
IW прогнозирует в следующем году спад в экономике Германии на 0,5%, а IfW считает, что месяц споров в правящей коалиции о бюджете снизят рост экономики в 2024 году на 0,3%.
«Правительство Германии сыграло решающую роль в этом кризисе»,- объясняет директор IW Микаэль Хютер.