Прошедший в понедельник, 26 февраля, в Париже европейский саммит по Украине отметился грозными заявлениями, но, как это уже неоднократно было два последних года, закончился в целом безрезультатно. Разве что президент Франции Эмманюель Макрон, наверное, на правах хозяина мероприятия отметился очередным громким заявлением.
Он заявил, что «все возможно для достижения нашей цели», которой является недопущение победы России, и что «ничего нельзя исключать», говоря об отправке западных войск на Украину. Но добавил, что консенсуса среди европейских лидеров по этому вопросу, поднимающему градус напряженности на континенте на новый, гораздо более высокий уровень, нет.
Создается впечатление, что своим воинственным заявлением президент Макрон застал коллег врасплох, включая Джеймса О’Брайена, представлявшего США на встрече дипломата из Госдепа, отвечающего за Европу. Никто из них не поддержал хозяина саммита и никак не прокомментировал его слова.
Сейчас трудно говорить, какие практические последствия будет иметь заявление обычно осторожного французского лидера. Напомним, ранее европейские лидеры, включая Эмманюеля Макрона, много раз заявляли о желании избежать усиления эскалации конфликта на Украине и отправки туда европейских войск. Впрочем, тут, конечно же, сразу вспоминается, что практически все инициативы по поставкам Киеву все более мощных систем вооружений сначала встречали отпор, но постепенно настроение менялось и украинцы рано или поздно получали многое из того, о чем просили. Многое, но не все.
Ну а Эмманюель Макрон, которого раньше нередко критиковали за слишком мягкое отношение к России, переобулся в воздухе и сейчас является одним из главных европейских «ястребов». В середине марта он планирует приехать в Киев.
Кстати, еще перед началом конференции, но уже в Париже негативно высказался о предстоящем обсуждении отправки западных войск на Украину словацкий премьер Роберт Фицо. По слухам, это собирались предложить обсудить несколько участников встречи (правда, крмое Макрона никто так и не предложил и в итоге не обсудил), и Фицо заявил, что у него от таких предложений «мурашки по коже».
Не собирается отправлять на Украину чешских солдат и премьер-министр Чехии Петр Фиала, к которому перед началом саммита тоже обратились журналисты с просьбой прокомментировать гипотетическое появление иностранных регулярных воинских подразделений на территории Украины.
Президент Макрон, кстати, не назвал стран, которые выступают за отправку европейских военнослужащих на Украину. Не разъяснил он и позицию Парижа по этому вопросу.
Говоря о результатах встречи в Париже, можно упомянуть предложение Фиалы о закупках Евросоюзом оружия и боеприпасов для Украины у стран, не входящих в ЕС. Это предложение поддержал голландский премьер Марк Рютте. К его позиции и высказываниям сейчас привлечено повышенное внимание, потому что, скорее всего, осенью именно он сменит Йенса Столтенберга на посту генерального секретаря НАТО. Кстати, Рютте ни словом не упомянул возможность отправки голландских военнослужащих на Украину, хотя Нидерланды являются одними из главных сторонников Киева в Европе.
Участники саммита в Париже, по словам Эмманюеля Макрона, согласились ускорить отправку Киеву боеприпасов и, в первую очередь, артиллерийских снарядов, на нехватку которых жалуются ВСУ. Декларативно была принята и инициатива по увеличению поставок Киеву ракет средней и большой дальности. Макрон сообщил, что инициатива может финансироваться, как предложил недавно, кстати, Таллинн, за счет совместного европейского долга. Однако уже из таких предложений ясно, что эти планы, как говорится, писаны ваилами по воде.
Обращают на себя внимание и слова президента Франции о том, что Европа не может полагаться только на помощь США, потому что возможное возвращение в январе 2025 года в Белый дом Дональда Трампа может резко изменить отношение Вашингтона к событиям на Украине и к американской помощи Киеву.
«Нам очень повезло, что США сейчас полны решимости (помогать Украине), — заявил он, — но это европейская война».
К слову, как утверждает New York Times, ссылаясь на данные Института мировой экономики Кильского университета, суммарная помощь, обещанная Европой Украине, составляет почти 150 млрд долларов и более чем вдвое превышает помощь, обещанную со стороны США. Можно напомнить и о двусторонних соглашениях о безопасности с Киевом, которые недавно подписали пять европейских стран, включая главные экономики: Германию, Францию и Великобританию. Впрочем, в силу их необязывающего, по сути, характера возлагать на них надежды Киеву не стоит.
Несмотря на воинственные заявления и продолжающиеся обещания поставок оружия и финансовой помощи, не ясно, до какой степени сумеет Европа заменить США в деле оказания помощи Украине. Надо подчеркнуть, что как уточняет уже упоминавшийся Институт мировой экономики, упомянутые 150 млрд долларов — это заявленная, т.е. обещанная помощь и что на данный момент реальная помощь составила только половину от обещанной суммы.