Понятно, что «ВкусВилл» никогда не будет значимым игроком на рынке корейской косметики, однако это решение — некое отражение текущих процессов в российской косметической рознице. Корейская косметика — один из главных сейчас претендентов на российский косметический рынок и очень большой конкурент для наших производителей. По ощущениям, доля корейской косметики в сетевых розничных магазинах, таких, как «Золотое яблоко», достигает не менее четверти, а то и трети ассортимента. Огромная представленность южнокорейских брендов — на маркетплейсах. И это началось еще до СВО и ухода с российского рынка западных брендов: по данным южнокорейской Ассоциации внешней торговли, по итогам 2019 года объем экспорта косметики из Южной Кореи в Россию возрос в девять раз, по сравнению с 2014 годом, и достиг 137,3 млн долларов. Еще в 2019 году Южная Корея стала вторым крупнейшим экспортером косметики на российском рынке, уступив лишь Франции, которая поставила в РФ косметических средств на 329 млн. долларов.
Рост представленности корейских брендов на рынках разных стран — глобальный тренд, который развивается уже более 10 лет. Бьюти-индустрия в Корее составляет десятки миллиардов долларов. В 2022 году, по данным Министерства безопасности пищевых продуктов и медикаментов Республики Корея, экспорт корейской косметики составил более 8 млрд долларов. Корея стала крупнейшим экспортером косметики после Франции (19,4 млрд долларов), США (10,3 млрд) и Германии (8,7 млрд). За последние годы корейские производители изрядно потеснили своих европейских, и, самое главное, японских конкурентов на многих рынках, в том числе, и в России.
А все потому, что в свое время корейцы совершили революцию в индустрии красоты. В отрасли было создано большое количество институтов и исследовательских центров, инновации которых стали внедряться в косметическое производство. Уникальные ингредиенты и составы позволили создать продукты, которые не имеют аналогов в мире. Важно, что они оказались доступны для большого количества пользователей, и многие салонные в прошлом процедуры стало возможно делать дома (один из главных трендов на косметическом рынке в последние годы). Но самое главное — это идейное восприятие корейцами красоты и их подходы к ее сохранению. Если в западных странах применение косметики призвано замаскировать проблемы с кожей или недостатки во внешнем виде, то азиатская косметика нацелена на то, чтобы устранить причины возникновения проблем с внешним видом на самом раннем этапе. Поэтому акцент в ассортименте — на уходовых средствах, увлажнении кожи и волос, достижении естественности во внешнем виде, сохранении естественной красоты как можно дольше. Это резко выделило корейскую косметику на мировом рынке и сильно контрастирует с тем, как выглядят амбассадоры европейской красоты в социальных сетях.
Ранее корейским производителям было сложно конкурировать в России с европейским мейнстримом в ассортименте и бороться с превалированием западного, ориентированного на кратковременный эффект, подхода к красоте у российских покупательниц. Однако резкое расширение предложения корейской косметики по доступным ценам в последние два года (розничным косметическим сетям нужно было чем-то заполнять опустевшие полки), ее адаптация к российскому вкусу привели к росту интереса к ней у россиянок.
К тому же качественная российская косметика (как и одежда, как и мебель и т.д.), появившаяся в последнее время на рынке после ухода западных брендов, стоит недешево. Поэтому не исключено, что новая категория во «ВкусВиле», хоть и рассчитанная на случайную эмоциональную покупку, будет успешно развиваться в сети.