Tesla Илона Маска: такого никто не ожидал

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
3 апреля 2024, 12:36
Maurizio Pesce/Tesla Factory

Поклонники Tesla и Илона Маска едва ли смогут вспомнить такой тяжелый первый квартал в истории любимой компании. Опасения в том, что первые три месяца 2024 года будут провальными, окончательно подтвердились во вторник 2 апреля, когда были объявлены данные по продажам электромобилей, главного показателя экономической деятельности автопроизводителей. После появления данных за январь-март 2024 года акции Tesla рухнули на целых 7%.

Понять панику инвесторов нетрудно: компания Маска продала в первом квартале 386810 электромобилей, тогда как Уолл-стрит ждал от нее почти 450 тысяч (449080, по данным Bloomberg). Это первый квартальный спад Tesla по поставкам электромобилей покупателям с 2020 года, когда началась коронавирусная пандемия. В годовом выражении снижение по продажам составило 9%. Еще больше оно в квартальном выражении: по сравнению с последним кварталом 2023 года в первом квартале этого года Tesla продала электромобилей на 20%. меньше (в октябре-декабре 2023 года было продано 484507 электромобилей).

По мнению известного автомобильного эксперта Дэна Ивза, провал Tesla объясняется снижением спроса в Китае, на главном рынке компании, и недавним временным прекращением работы на немецком автозаводе, расположенном под Берлином (там на «гигафабрике» по производству компонентов и сборке ряда моделей Tesla в начале марта произошел поджог, квалифицированный властями как теракт).

Но тревожнее всего для Илона Маска и других производителей электрокаров то, что спрос на них снижается сейчас повсеместно. Главными конкурентами «чистых» электромобилей сейчас являются гибридные, в которых наряду с электрическим имеется и обычный двигатель внутреннего сгорания.

«Думаю, следует называть вещи своими именами, — комментирует итоги первого квартала для Tesla аналитик Wedbush Дэн Ивз. — Мы, конечно, ждали слабые результаты по первому кварталу, но они оказались не просто слабыми, а катастрофическими и трудно объяснимыми».

Напомним, пика Tesla достигла в 2021 году. Затем начался длительный спад, прерываемый краткосрочными взлетами. Спад продолжился, если судить по результатам первого квартала, и в 2024 году. За три месяца акции автопроизводителя снизились на 33% по сравнению с январем-мартом 2023 года и на 60% по сравнению с максимумом, когда они стоили дороже 400 долларов.

По мнению Ивза, катастрофические результаты первого квартала могут негативно повлиять даже на самых стойких поклонников Tesla и Илона Маска, терпение которых, конечно же, не безгранично.

«Tesla сейчас оказалась между двумя "волнами роста"»,- объясняет беды автопроизводителя Ивз. — Между тем, терпение инвесторов заканчивается. Ситуация осложняется отношением Маска к искусственному интеллекту, проблемами в правлении, отказом суда в Делавэре утверждать многомиллиардные выплаты в его пользу и регистрацией компании в Техасе».

Ивз также считает, что жесткая критика Уолл стрит имеет под собой основания. Например, рентабельность Teslа до сих пор не восстановилась и остается низкой из-за слабых результатов в Китае и усиливающейся конкуренции.

«Маск сейчас оказался на перепутье, — подчеркнул Дэн Ивз. — Ему предстоит провести Tesla через бурные времена. Если это ему не удастся, впереди его и компанию ждут большие неприятности».