Политика и финансы
По итогам государственного визита российского президента в Китай 16-17 мая была принята декларация, подчеркивающая «стремление стран развиваться как независимые геополитические центры строящегося многополярного мира, которые находятся в партнерстве». В этой формулировке заметна глубина проработки нового характера международных отношений в мире в целом, тот уровень их понимания, который приходит, когда изменения начинают принимать уже не теоретически-прогнозный, а практический характер.
«Геополитический центр», это субъект, уже сам по себе способный противостоять даже весьма суровым попыткам экономической блокады. В партнерстве с другим таким центром — противостоять с минимумом потерь и с ощутимым ущербом для оппонентов. Главное, конечно, чтобы такое партнерство было реальным.
Так, прямо сейчас не без проблем преодолевается де-факто монополизация сферы международных расчетов — к которым, в принципе, все должны иметь равный и безусловный доступ — США и долларом. Отвечая на вопросы журналистов по поводу проблем с платежами российских компаний в китайских банках, российский президент подчеркнул, что третичные санкции втройне нелегитимны, потому что принимаются без решения Совбеза ООН. Они наносят прямой ущерб мировой экономике, а не только тем странам, в отношении которых принимаются такие решения.
«Решения (которые позволят нивелировать проблему между Китаем и Россией – ред.) возможны, они есть. Конечно, они, так или иначе, должны поддерживаться на государственном уровне – надеюсь, так оно и будет», — отметил Владимир Путин.
«Понять мотивы поведения крупных (китайских — ред.) финансовых учреждений можно: никто не хочет нести какие-то потери в связи с пускай даже незаконными действиями властей США. Но должен сказать, уже говорил об этом, хочу повторить: это большая глупость и огромная ошибка со стороны американских политических элит, потому что они сами себе наносят огромный ущерб, подрывают доверие к доллару. И постепенно сворачивают состояние доллара как мировой расчетной и резервной валюты, хотя имеют от этого положения доллара огромный выигрыш», — добавил он.
Признав, что со стороны санкций у России «есть минусы», президент также обратил внимание на то, что «мы вынуждены искать другие возможности, и в этом есть и плюсы», так как участники внешнеэкономической деятельности переходят на взаиморасчеты в национальных валютах. «Мы, конечно, переходим, и это правильный процесс. Он связан с определёнными издержками, трудностями, но он в целом правильный, когда мы говорим о том, что переходим в расчётах на национальные валюты или создаём какие-то другие расчётные инструменты с другими странами. Этот процесс идет, он начат, его уже не остановить», — подчеркнул Владимир Путин.
Отдельно президент затронул вопрос американских санкций в отношении Китая. По его словам, санкции США в отношении китайского автопрома, электрокаров, связаны с тем, что сегодня они стали лучше и дешевле, чем европейские и американские. «Просто убивают конкурентов, в данном случае китайского конкурента, не пускают на свой рынок. Это запретительная пошлин, — сказал глава государства. — Может ли российско-китайское сотрудничество как-то этому противостоять? Может. Но для того чтобы этого не произошло, мешают в финансовой проводке. Потому что мы могли бы больше закупать. И поскольку создают проблемы в денежных переводах, мы ограничены в приобретении этой продукции». Решением этой проблемы, в частности, будет развитие совместного производства.
Получат развитие и уже анонсированные проекты, например, как сообщил Владимир Путин, достигнута принципиальная договорённость по проекту «Сила Сибири — 2». «Я сейчас не готов сказать по техническим деталям, но подтверждена заинтересованность с обеих сторон в реализации этих проектов. Потому что китайская экономика растёт, она требует, соответственно, увеличения энергоресурсов, которые необходимы для поддержания этого роста. Ничего более надежного – мне кажется, что это очевидная вещь, – чем поставки из России, нет», — подчеркнул он.
Президент напомнил, что между Россией и Китаем огромная общая граница, и здесь уж никто не помешает: ни санкции в отношении танкерного флота, ни санкции в отношении даже финансовых учреждений. В числе перспективных логистических коридоров Владимир Путин назвал пути через Монголию и Северный морской путь.
Торговля, отметил он, будет идти в национальных валютах, конкретику по проектам и ценам предстоит обсуждать участникам проектов, однако «стратегически мы точно совершенно – и одна, и другая страна – заинтересованы, повторю, в реализации этих проектов, и мы будем это делать».
Выбор сделан
«На самом деле, уже на основании того, как организована встреча, как китайцы принимали Путина, можно судить о том, о каких взаимоотношениях между нашими странами идёт речь. Кроме того, учитывая то, что у китайцев тяга к долгосрочным отношениям прописана на уровне менталитета, то сильный долгосрочный партнер с общей границей им выгоден во всех отношениях», — комментирует характер и итоги госвизита генеральный директор компании «СТЭК» Илья Сильницкий.
Сегодня по-прежнему у некоторых компаний, ведущих бизнес с китайскими партнерами, есть проблемы с принятием китайскими банками платежей из России из-за опасений вторичных санкций со стороны США. Но, по последней информации, главы двух государств вопрос обсудили, и уже существуют предварительные решения, отмечает эксперт. В частности, утверждается, что ради решения этой проблемы Россия и Китай задействуют национальные платежные системы для обслуживания экономических операторов.
«Решение этого вопроса в долгосрочной перспективе выгодно обеим сторонам. Плюс, Китаю выгодно работать с нами чисто географически – проект “Пояс и путь” включает развитие железнодорожной сети. Да и Пекин стремится разнообразить свои торговые связи партнёрами, лишенными токсичности США, которые ведут сейчас экономическую войну против Китая», — говорит Илья Сильницкий.
Если говорить о конкретных решениях, то ключевой экономической темой переговоров президента России и председателем КНР стала тема транзита платежей, констатирует политолог, руководитель коммуникационной группы «Влияние» Никита Донцов. В связи с усилением западных санкций, китайские банки существенно сократили межбанковские платежи с нашей страной и отказываются работать с российскими банками, попавшими под санкции.
Для решения этой проблемы сегодня существует два варианта, отмечает эксперт: расширить на россиян китайскую систему Union Pay или создать отдельный сервис межбанковских переводов между Россией и Китаем. Китайский и российский лидеры зафиксировали проблему и поручили своим финансовым ведомствам продумать возможные решения по платежной инфраструктуре, но на данный момент готового решения нет. «Обеим сторонам очевидно, что при растущем торговом обороте, который в 2023 году составил 240,11 млрд долларов, платежи должны работать бесперебойно», — указывает Никита Донцов.
Сейчас между Китаем и Россией налажена довольно интенсивная торговля, в которой вполне можно было бы обойтись рублями и юанями, заявил «Моноклю» публицист и экономист Андрей Паршев. Но есть некий парадокс в том, что западная финансовая система в торговых операциях еще задействована. Для нас есть важная государственная задача состоит в том, чтобы исключить это посредничество. По мнению эксперта, выстраивание независимой от доллара системы международной торговли для как можно большего количества стран стало одной из главнейших задач визита нашего президента в Китай.
Как отметил Андрей Паршев, визит был беспрецедентным по масштабу и представительности. «В отношениях между КНР и Россией есть одна проблема, которая больше наша, чем китайская. Наша производящая экономика менее конкурентоспособна, чем их. Мы можем с помощью протекционистских механизмов конкурировать с Европой и Америкой, но с Китаем всё сложнее. Наша продукция не хуже по качеству, но часто проигрывает по издержкам и себестоимости», — поясняет экономист.
Китай, по его словам, добивается небольшой единичной стоимости за счет массовости производства. Защищаться от продукции из Поднебесной тарифно-таможенными мерами практически невозможно по целому ряду причин — как политических, так и юридических. В числе важнейших вопросов, которые обсуждали главы двух государств, тарифно-таможенные решения, финансовые проблемы в условиях западного санкционного беспредела и так далее. «Уверен, что многие договоренности лидеров России и КНР не станут достоянием широкой общественности», — говорит эксперт.
Вопросы по энергоресурсам не были основными на этих переговорах, хотя бы потому, что большинство из них уже решены, указывает Андрей Паршев. Это не афишировалось ранее, но стратегическое решение по переориентации российского экспорта на Восток было принято не вчера, а в начале двухтысячных годов, говорит он. И тогда же началось строительство соответствующей инфраструктуры. Наше политическое руководство известно тем, что оно прогнозирует далеко вперед, поэтому выбор стратегического партнера для России был сделан сильно заранее, поясняет эксперт.