Еврокомиссия (ЕК) после длительного расследования государственных субсидий для производителей китайских электромобилей вводит с 4 июля дополнительные тарифы на авто из КНР, работающие на электричестве, и доведет их до 48%. После того, как Пекин, как обычно, ответит зеркально, и начнется торговая война между Брюсселем и Пекином.
ЕК официально уведомила китайских автопроизводителей, включая BYD, Geely и SAIC, о вводе новых тарифов. Как говорится в заявлении ведомства Урсулы фон дер Ляйен, Комиссия подошла к задаче творчески и решила вводить на все китайские электромобили, поступающие в Европу, не один тариф, а разные, в зависимости от уровня субсидий, получаемых, по сведениям ЕК, автопроизводителями от китайского правительства.Так, самые большие тарифы вводятся на электрокары компании SAIC Motor Corp., которой, между прочим, принадлежит британский бренд MG. Эти электромобили, особенно, модели MG4, являются на европейском авторынке одними из лидеров по популярности.
Если сейчас тарифы на авто, собираемые SAIC, составляют всего лишь 10%, то через месяц они вырастут на 38,1%.
«ЕС игнорирует и факты, и правила ВТО, не обращает внимание на неоднократные возражения Китая, а также отмахивается от обращений правительств многих европейских стран, входящих в Союз, и организаций, - цитирует Bloomberg заявление министра торговли КНР Ван Вэньтао. - Пекин предпримет все необходимые меры для твердой защиты своих законных прав и интересов китайских компаний».
Тарифы на электромобили BYD увеличатся на 17,4%, а Geely, которой принадлежит Volvo Car AB — на 20%. Кстати, несмотря на то, что ЕК расследовала господдержку китайских производителей электрокаров, западные автопроизводители, включая не только заокеанскую Tesla, но и европейские BMW и Renault, которые собирают электрокары на заводах в Поднебесной и ввозят их в Европу, тоже попали в «черный список». Для них дополнительные тарифы в среднем составят 21%.
Тарифы считаются в Брюсселе мерой для «замедления Китая», объясняет основатель и владелец консалтинговой компании Automobility с офисом в Шанхае. Понять беспокойство европейских автопроизводителей и Еврокомиссии несложно. В прошлом году почти пятая часть электромобилей, проданных в Старом Свете, по данным Transport & Environment (T&E), была собрана в КНР. В этом году T&E прогнозирует рост доли китайских электрокаров на европейском рынке до 25%.
«Наша задача – восстановить равноправный рынок и оставить его открытым для производителей электромобилей из Китая при условии, что они будут играть по глобально согласованным правилам», - заявил 12 июня вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровских, отвечающий на торговлю.
Пекин, как нетрудно догадаться, имеет свой взгляд на глобальные правила, и как следствие, отреагирует на ввод дополнительных тарифов зеркально. Там планируют ввести тарифы не только на автомобили с двигателями большого объема из Европы, но и на европейскую сельскохозяйственную продукцию и самолеты. Китайское правительство уже начало расследование в отношении ряда марок европейских вин.
По расчетам европейских экономистов, дополнительные тарифы должны снизить импорт китайских электрокаров на четверть, что эквивалентно, по данным президента Института мировой экономики Кильского университета Морица Шуларика, приблизительно 4 млрд долларам.
Слова китайского министра торговли о несогласии с тарифами «многих правительств» европейских стран имеют под собой некоторые основания. Так, например, Трюгве Слагсволль Ведум, министр финансов Норвегии, правда, не входящей в ЕС, но являющейся лидером в Европе по продажам электромобилей, заявил, что северное королевство тарифы на импорт электрокаров из Китая вводить не намерено. По данным Норвежской дорожной федерации (OFV), более 12% электромобилей, проданных в прошлом году в стране, были сделаны китайскими автопроизводителями.
Евросоюз, как всегда, следует примеру (и, очевидно, приказам) Вашингтона. США ввели на китайские электромобили в мае тарифы более 100% (!). Правда, на американском авторынке их сейчас и без тарифов почти нет.