Как сообщает аналитическая компания Jato Dynamics, китайские автопроизводители впервые обошли американских конкурентов по продажам на мировом автомобильном рынке. В 2023 году было продано 13,4 млн китайских автомобилей и лишь около 11,9 млн американских.
В Jato рывок китайских автопроизводителей объясняют ростом спроса на авто как в масштабах всей планеты, так и на развивающихся рынках, а также очевидными успехами ведущего китайского автопроизводителя – компании BYD.
Они обошли американцев также по темпам роста: по сравнению с прошлым годом у КНР продажи выросли на 23%, а у США – лишь на 9%.
Успех в конкуренции ставит Китай, а не США на место второго автопроизводителя в мире. Оба конкурента очень сильно отстают от несомненного лидера – Японии, продавшего в прошлом году 23,59 млн автомобилей. Т. е. японских моделей было продано почти столько же, сколько китайских и американских, но вместе взятых, подчеркивает CNBC.
Это факт заставляет воспринимать нижеследующий комментарий с существенной оговоркой.
«Политика старых автопроизводителей привела к высоким ценам на их автомобили и к тому, потребители начали чаще покупать более доступные китайские модели», — так объясняет победу китайских автокомпаний старший аналитик Jato Фелипе Муньоз.
Но Японию давно уже можно считать «старым» автопроизводителем. Скажем, первые легковые автомобили компании Toyota (тогда — Toyoda) появились еще в 30-е годы XX века. Хотя её успешный рывок в конкуренции на мировом рынке (прежде всего за счет рынке США), действительно состоялся куда позже, чем у европейцев с американцами. Он пришелся на первую половину 70-х годов, что тоже, впрочем, было уже достаточно давно. Но куда раньше чем, скажем, старт Южной Кореи, без чьих моделей представить сегодня автомобильный рынок сложно.
Вернемся, однако, к Китаю и его нынешнего успеху. Автопроизводители из Поднебесной и, в первую очередь, BYD особенно преуспели на внешних рынках. Интересно, что к способствовавшему этому успеху снижению цен на и так недорогие китайские машины привели ценовые войны не только с фирмами других стран, но и самих китайских автомобильных компаний между собой. Особенно это заметно на примере электромобилей.
А наибольшей популярностью авто из Китая пользуются в развивающихся экономиках, где, как утверждается в исследовании Jato, каждый пятый проданный в прошлом году новый автомобиль был собран в Китае.
«В развивающихся экономиках в 2023 году было продано свыше 17,5 млн новых автомобилей, — говорит Фелипе Муньоз.- Это больше, чем в США или Европе».
Китайские автопроизводители сейчас занимают большую долю рынков на Ближнем Востоке, в Евразии и Африке, значительно выросли продажи в Латинской Америке и Юго-Восточной Азии. Отдельные модели хорошо продаются и в развитых странах, включая Европу, Австралию, Новую Зеландию и Израиль. Обращает на себя внимание, что количество проданных в развитых экономиках китайских автомобилей растет несмотря на усиливающиеся торговые противоречия между Китаем и Западом и ряд других факторов, например, конфликты в Европе, высокие процентные ставки и высокие цены на машины.
Согласно исследованию Jato, продажи китайских автопроизводителей выросли в прошлом году во всех регионах, за исключением Африки. Причем, в Европе рост был наиболее высоким благодаря резко выросшему спросу на авто в Турции.
Несмотря на несомненные успехи в этом году китайский автопром столкнется с серьезными проблемами. Самая главная заключается в том, что все больше стран предпринимает меры по защите своих автопроизводителей от конкурентов из Китая, основным преимуществом которых являются низкие цены.
Так, на прошлой неделе Брюссель объявил об увеличении пошлин на китайские электромобили до 38%, а перед этим в 4 (!) раза, до 100%, повысили тарифы на электрокары из Поднебесной американцы. В Пекине особенно беспокоятся, что защищать местных автопроизводителей при помощи протекционистских мер, похоже, начинают и развивающиеся экономики. С 7 июля, например, вступают в силу введенные 15 июня 40-процентные тарифы в Турции.