Девятиклассница Зина, девочка из неблагополучной семьи, сбегает из дома и находит убежище у молодой учительницы Веры Ивановны. Они привязываются друг к другу, но в один момент доверие, тепло и забота со стороны старшей становятся почвой для бесцеремонных подростковых манипуляций.
Это история о столкновении двух очень разных женских характеров: утончённой и интеллигентной личности с несформировавшейся, конфликтной и прямолинейной индивидуальностью. Конфликт обнажит пропасть между мировоззрениями героинь и изменит судьбы обеих.
Спектакль «Чужие письма» основан на сценарии Натальи Рязанцевой к культовому фильму Ильи Авербаха, вышедшему в 1975 году. Поднятые в нём нравственные и этические вопросы — о доверии и манипуляции, о подлинной интеллигентности и воспитании — редко ставятся настолько явно, внятно, сложно и неоднозначно. Сегодня они не утратили актуальности, ведь по-прежнему важно уметь объяснять, почему нельзя читать чужие письма и что такое порядочность.
Режиссёр Андрей Цисарук — новое имя для «Практики». Вместе с ним над спектаклем работают хореограф Илья Оши, художница Ольга Галицкая и композитор Василий Тонковидов.
В репертуаре «Практики» проекты о непростых взаимоотношениях между поколениями, умении договариваться и искать точки соприкосновения с подростками всегда занимали значимое место. Выпуская «Чужие письма», театр продолжит открывать новые грани взаимоотношений между учителями и учениками, выводя на сцену конфликтные ситуации между двумя поколениями и находя способы их разрешения.
Эскиз «Чужих писем» был представлен на чемпионате творческих компетенций ArtMasters-2023 и вошёл в тройку лауреатов.
«У меня давно зрело желание поговорить о педагогах, сейчас видна брешь в освещении этой темы. Сценарий Натальи Рязанцевой — прекрасный материал для такого разговора: это история взаимоотношений учительницы и ученицы, в процессе которых обе меняются. Работая над спектаклем, нам интересно соединить ностальгию по советским идеалам с нервом современных подростков».
Андрей Цисарук, режиссер
«Отношения между поколениями, умение найти общий язык и точки соприкосновения — темы, очень важные для театра «Практика». Поэтому у нас идут «Наташина мечта», «Когти в печень», «Расскажи мне про Гренландию». Как услышать поколение, входящее во взрослую жизнь, как повлиять, не сломав, как говорить о важном? Как объяснить, что чужие письма читать нельзя? Сценарий Натальи Рязанцевой и фильм Авербаха «Чужие письма» нужно анализировать именно сегодня, когда изменилось время, а вопросы внутренней культуры и интеллигентности встали так остро».
Марина Брусникина, художественный руководитель театра «Практика»
Премьера: 6 и 7 сентября