Забастовка докеров может повлиять не только на экономику США

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
2 октября 2024, 00:45

На работу не вышли приблизительно 45 тыс. портовых рабочих.

Getty Images
Читайте Monocle.ru в

На восточном побережье США началась крупнейшая за без малого полвека забастовка портовых рабочих, которая может нанести мощный удар не только по американской экономике (в прошлом году через них прошло грузов на 588 млрд долларов), но и, не исключено, по надеждам демократов сохранить за Демократической партией Белый дом. Докеры 36 портов от Техаса до Мэна не вышли на работу в первый день октября. Переговоры между ними и руководством Морского альянса США (USMA), представляющего американские порты, закончились провалом еще в июне. Докеров представляла Ассоциация портовых грузчиков (ILA).

Переговорщики не смогли прийти к компромиссу: докеры требуют повышения зарплат почти на 80%, а также запрета на… автоматизацию, потому что боятся лишиться работы.

Работа прекратилась в половине из десяти крупнейших портов Северной Америки. Под угрозой транспортные потоки на многие миллиарды долларов. Причем, речь идет не только о сырье и промышленных товарах, что крайне болезненно для экономики, но и о потребительских товарах, т.е. последствия забастовки, если она, конечно, продлится хотя бы пару-тройку недель, почувствуют простые американцы, когда придут в магазин и увидят начавшие стремительно пустеть полки.

Конечно, бизнес как мог пытался подготовиться к забастовке, времени для этого было достаточно. Этим объясняется странный, на первый взгляд, факт: стоимость запасов товаров у американских ритейлеров на конец сентября оказалась на 18 млрд долларов выше, чем должна была быть, исходя из текущих темпов роста экономики.  

На работу не вышли приблизительно 45 тыс. портовых рабочих, состоящих в ILA. Срок действия контракта между USMA и ILA истек в 24.00 30 сентября 2024 года. Докеры начали пикетировать порт в Филадельфии сразу после полуночи. Они держали в руках транспаранты с лозунгами типа: «Автоматизация убивает семьи. ILA защищает права рабочих» и «Не выйдем на работу без справедливого контракта».

Профсоюз требовал повысить докерам зарплату на 77% в течение 6 лет действия контракта. Такой большой рост президент ILA Гарольд Даггетт объяснил высокой инфляцией и многими годами, когда зарплаты росли очень незначительно. Кстати, базовая зарплата портовых рабочих, состоящих в ILA, составляет ок. 81 тыс. долларов в год. Правда, при помощи больших переработок некоторые докеры ухитряются зарабатывать больше 200 тыс.

Максимальное предложение Альянса оказалось в полтора раза ниже. USMA соглашался на увеличение зарплаты в течение 6 лет максимум на 50%. Не удалось найти компромисса и по автоматизации: профсоюз и докеры требуют полного запрета на автоматизацию работ в портах, по крайней мере, тех, которые могут привести к замене людей роботами и машинами, а представители Альянса соглашались лишь на определенные ограничения автоматизации отдельных работ.

Докеры и профсоюз, судя по всему, настроены решительно.

«Мы готовы бороться (за наши права), сколько понадобится,- говорится в заявлении Гарольда Даггетта.- Если они хотят, чтобы забастовка закончилась, то им следует выполнить наши требования».

Если забастовка затянется на месяцы, могут существенно пострадать цепочки поставок. По большинству товаров существует значительный временной лаг, т.е. у них существенная продолжительность реализации, но скоропортящиеся товары и продукты, например, бананы испортятся уже на второй-третий день. Через 36 портов, докеры которых не вышли сегодня на работу, проходят ежегодно 3,8 млн тонн бананов, что составляет 75% всех поставок бананов в США.

Несмотря на то, что докеры Западного побережья США своих коллег не поддержали и продолжили работу, они тоже в полной мере ощутят последствия забастовки на противоположном побережье страны, потому что в Калифорнии и других западных штатах быстро возникнут огромные очереди кораблей. Вспомнят докеров с востока недобрым словом и американские железнодорожники, которым придется резко увеличить грузопоток, чтобы в стране не начался хаос. Аналитики J.P. Morgan подсчитали, что забастовка докеров может стоить американской экономике от 3,8 до 4,5 млрд долларов в день.

Особую пикантность и важность забастовке портовых рабочих придает и временной фактор: через месяц и четыре дня в Америке состоятся президентские выборы. Если они пройдут в обстановке дефицита товаров первой необходимости и продуктов питания, то это может существенно повлиять на их результат.

Все надеялись на вмешательство президента Байдена на основании закона Тафта-Хартли, который позволяет ему требовать прекращения забастовки на 80 дней. Однако президент, желая привлечь на сторону демократов и Камалы Харрис профсоюзы, отказался вмешиваться в конфликт между докерами и операторами портов. В случае продолжения забастовки до выборов последствия невмешательства Белого дома могут не помочь Харрис и демократам, а навредить им.