Новосибирские ученые разработали плазменные и лазерные методы изготовления и продления ресурса деталей авиадвигателей

21 октября 2024, 13:00

Фото: Anna Zvereva/CC BY-SA 2.0
S7 Airlines, A320-271N
Читайте Monocle.ru в


В Институте теоретической и прикладной механики СО РАН (ИТПМ СО РАН) в Новосибирске создали установку плазменного напыления для ремонта двигателей самолетов, сообщило агентство ТАСС. Разработана также технология восстановления лопаток двигателя с помощью лазера.

Обсуждается применение этих разработок для ремонта и обслуживания деталей и узлов самолетов S7, сообщили агентству в институте.

«Институт является разработчиком и изготовителем современной промышленной установки плазменного напыления», — со ссылкой на его пресс-службу приводит ТАСС слова старшего научного сотрудника ИТПМ СО РАН, кандидата физико-математических наук Игоря Гуляева.

Установка позволяет наносить атмосферное плазменное напыление для создания защитных покрытий. Эта технология нужна как в изготовлении, так и в ремонте авиационных газотурбинных двигателей. Она позволяет наносить жаростойкие, износостойкие покрытия.

В частности, установка позволяет наносить такое покрытие на лопатки турбины и камеры сгорания, обеспечивающее высокий ресурс их работы в условиях высоких температур.

Что касается метода восстановления лопаток авиационного двигателя, он основан на высокопрочной лазерной сварке авиационных материалов: титановых сплавов, алюминиевых и алюминиево-литиевых сплавов. Лазерная наплавка металлических и металлокерамических покрытий на перо лопатки позволяет сохранить аэродинамический профиль ремонтируемой детали.

Также в институте предложили способ лазерно-плазменной чистки лопаток двигателей от продуктов окисления после литья. Для этого используется импульсно-периодический углеродный лазер, он не повреждает металл и не изменяет вес лопатки.

В институте агентству рассказали, что провели встречу с руководителями авиакомпании S7 AirSpace Corporation, ООО «Технологии и моторы» (принадлежит ЗАО «Группа компаний С7») и холдинга АО «БЭМЗ» (Бердский электромеханический завод). Участники встречи обсудили вопросы перспектив использования плазменных и лазерных технологий, разработанных в ИТПМ СО РАН, для ремонта и обслуживания деталей и узлов самолетов на БЭМЗ.