Серые импортеры обули рынок?
По данным Национального обувного союза (НОБС), около 100 российских обувных компаний находятся в предбанкротном состоянии, а в целом по итогам прошлого года закрылось порядка 40 предприятий сектора. Такую оценку в декабре давал генеральный директор организации Ян Беляев. В интервью сетевому изданию «Московская газета» (mskgazeta.ru) он заявил, что еще 1-1,5 года такого положения дел, и отрасль может не выдержать.
Проблемы связаны с ростом цен на сырье и материалы для производства обуви, ростом стоимости труда работников, а также — ключевой ставки. «Но главной бедой стало то, что на рынке появилось много недобросовестных игроков», — сказал глава организации обувщиков.
Так, сообщил Ян Беляев, «мы были инициаторами внедрения в отрасли системы маркировки продукции “Честный знак”. Но контрафакт и контрабанда всё равно заполонили рынок. С одной стороны, есть производители, ритейлеры и оптовики, которые платят все налоги и рассчитывают на честное предпринимательство. С другой стороны, на фоне снижающегося потребительского спроса появляются многочисленные недобросовестные предприниматели, которые кратно увеличили свои обороты и при этом не слишком подвергаются проверкам».
«Особенно их обороты выросли на маркетплейсах. Это сфера не во всем регулируется законодательно. Хотя, на мой взгляд, маркетплейсы можно было бы приравнять к федеральному ритейлу. Эти площадки активно развиваются, это хороший вид торговли. Но в этой сфере необходим контроль. Если вы видите рекламу кроссовок условно “Адидас” за 1,5 тыс. рублей, надо понимать, что у настоящих кроссовок “Адидас” одни только шнурки должны столько стоить», — заметил Ян Беляев.
По поводу маркировки и контрафакта отмечает к.э.н., доцент кафедры маркетинга Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Анна Цветкова сообщила «Моноклю» следующее. В Государственной информационной системе мониторинга оборота товаров (ГИС МТ) зарегистрировано 127 918 участников оборота обувного рынка, из них: 2 031 производителей, 1 975 импортеров, 10 377 оптовиков, 113 535 розничных компаний. При этом, по данным ЦРПТ, лидером оборота маркированной продукции являются отечественные производители, их доля 36%, на втором месте находится маркировка остатков (29%), на третьем – импорт из стран, не входящих в ЕАЭС (импорт из стран-членов ЕАЭС – 4%, прочие причины – 12%). Реализация товаров без маркировки снизилась на 37%, начиная с июля 2020 года.
Эксперты, говорит она, отмечают некоторые тревожные для рынка моменты, которые наметились в последние годы. Они полагают, что в реальности доля российских производителей среди маркированной обуви не так высока, как показывает статистика. Существует проблема серого импорта и контрафакта на российском обувном рынке и она скрывается в этой статистике. Подобную ситуацию надо выявлять и бороться, замечает эксперт.
Объем отечественного рынка обуви оценивается примерно в 490 млрд рублей, рассказала также Анна Цветкова. Среднемесячные расходы семьи на одежду и обувь в России составляют 1 939,9 руб. Всего в 2024 году в стране, по оценкам эксперта, будет продано 283 миллиона пар. В 2025 году ожидается увеличение российского рынка обуви на 10%. Наша страна входит в число основных импортеров обуви по всему миру и занимает 10-е место. Ведущими экспортерами в Россию являются Китай и Белоруссия. В 2024 году Россия импортировала обуви из Китая на сумму около 3 млрд долларов.
Из интервью директора НОБС стоит упомянуть еще слова о том, что и в Китае, и в Турции производители пользуются очень значительной поддержкой государства. У нас, говорит Ян Беляев, подобные меры принимаются, но их пока недостаточно, уверен он.
Неоднозначные перспективы
Как сказал в интервью «Моноклю» основатель бренда обуви Comfers Дмитрий Максимов, 2024 год стал серьезным вызовом для обувного бизнеса. Инфляционный рост, удорожание материалов, сложности с трансграничными платежами и увеличившийся фонд оплаты труда вынуждают компании искать новые подходы к оптимизации затрат. Особое внимание было приковано к кадровой проблеме: по словам предпринимателя, низкое развитие в стране экспертных школ в сфере обувного производства, а главное — недостаток желающих развиваться в этой области, создают разрыв между спросом и предложением квалифицированных специалистов.
Будущее Дмитрий Максимов оценивает неоднозначно. 2025-й год продолжит тренды повышения цен, но также откроет новые возможности для роста активных предпринимателей, считает он. Уверенность на рынке дает растущий интерес покупателей к российским брендам, а также их готовность инвестировать в качественную продукцию. Люди сегодня все больше ценят индивидуальный подход во всех сферах. Запрос на обувь, которую можно адаптировать под свои нужды (например, съемные стельки, сменные детали), становится все более актуальным.
При этом, ссылается эксперт на исследования рынка, для аудитории важна многофункциональность — особенно для мужчин. Современная обувь должна подходить как для офиса, так и для активного образа жизни. Простые решения, которые совмещают стиль и комфорт, становятся основой для выбора. А материалы с улучшенной воздухопроницаемостью, амортизация, легкость конструкции — всё это становится не просто желательным, а необходимым стандартом в индустрии.
В будущем точно продолжат развиваться онлайн-продажи и цифровые технологи, ожидает Максимов. Примерка через виртуальную реальность, персонализированные рекомендации на основе данных и улучшение UX интернет-магазинов станут ключевыми конкурентными преимуществами. В 2025 году компании сектора, уверен он, ждет адаптация к новым экономическим реалиям, гибкость и внимание к запросам потребителей остаются главными факторами успеха.
Но развивать в сложившихся условиях обувное производство на отечественной почве становится нерентабельным. «Никто не будет развивать производство в России в текущих условиях, и контрактное производство останется привлекательной моделью», — говорит эксперт. По его словам, такая модель позволяет объединить лучшее из двух миров: российская команда занимается дизайном, разработкой, формирует идентичность бренда и выбирает материалы и технологии, а непосредственное изготовление передается на зарубежные фабрики. Этот подход не только экономически оправдан, но и широко применяется даже крупными брендами, «что легко заметить по маркировкам на коробках обуви, доступной в российских магазинах».
«Эта модель дает возможность сфокусироваться на ключевых аспектах: создании уникального продукта, который соответствует запросам потребителей, и внедрении современных технологий. Контрактное производство позволяет сохранить рентабельность, несмотря на экономические вызовы, и обеспечить качество, которое отвечает ожиданиям клиентов. На мой взгляд, ситуация начнет меняться только при стабилизации экономической ситуации — бизнесу нужна определенность для больших инвестиций в производство», — заключает Дмитрий Максимов.