«Самокат» тормозит, «Светофор» отчаянно замигал красным

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
21 февраля 2025, 15:28

Роспотребнадзор начал активно закрывать за нарушение дарксторы, а также точки общепита. Эксперты называют это «плановым» шагом ведомства. И действительно, указываемые или причины нарушений таковы, что было бы странно, если бы их локализация ограничивалась двумя проверенными сетями.

producttoday.ru
Читайте Monocle.ru в

Программирование безвредности

Февраль 2025 года принес знаковыми для регулирования потребительского рынка события. Появлявшиеся как грибы различного рода дарксторы и магазины низких цен попали под настоящий «артобстрел» со стороны регуляторов. Так, был закрыт целый ряд магазинов «Светофор», изымаются продукты из дарксторов «Самокат».

Пожалуй, самым активным проверкам подверглась сеть «Светофор». Как, например, отмечается в сообщении Роспотрбнадзора в телеграмм-канале ведомства, оно провело проверки по поручению правительства и выявило «грубые нарушения обязательных требований».

Так, с 10 по 30 января 2025 года были проверены 1 485 объектов, осуществляющих деятельность под торговой маркой «Светофор», в 45 субъектах РФ. Грубые нарушения обязательных требований, как сообщается, были найдены в каждой пятой из 3468 исследованных проб молочной и 860 проб мясной продукции, в каждой шестой из 246 проб консервов,  и в четверти проб птицы из 167 исследованных.

Реализовывалась продукция с истекшим сроком годности, не всегда соблюдались требования к условиям хранения, отмечена реализация продукции без документов, подтверждающих ее качество и безопасность. Отдельно были отмечены проблемы с маркировкой продукции. Зафиксированы и случаи несоблюдения сотрудниками правил личной гигиены 5,7 тыс. партий небезопасной продукции объёмом более 300,1 тонн изъято. Составлено 2,7 тысяч протоколов об административном правонарушении, наложены штрафы на сумму более 1,2 млн рублей. И, по решениям судов, деятельность 76 объектов торговли была приостановлена.

В остальном «по результатам завершенных контрольных (надзорных) мероприятий выданы предписания об устранении выявленных нарушений», «об изъятии продукции из оборота», а также «предписания о разработке программ по предотвращению причинения вреда».

Теперь про «Самокат». Его настигли проверки Управления Роспотребнадзора по Москве.

В результате проверки 131 объекта, пишет РИА Новости со ссылкой на материалы ведомства, управление изъяло из оборота более 2 тонн пищевой продукции из дарксторов этого сервиса экспресс-доставки.

Сообщение ведомства озаглавлено: «Результаты проведенных плановых контрольных, надзорных, мероприятий в отношении компании "Умный Ритейл", дарксторы "Самокат"». Тут следует отметить, что по данным «Интерфакса» со ссылкой на ЕГРЮЛ, ста процентами долей ООО «Умное пространство»  владеет компания Roboretail LTD, которой, в свою очередь, принадлежит 99% ООО «Умный ритейл», операционной компании «Самоката».

Продолжим цитировать отчет: «В период с 13 по 29 января 2025 года управлением Роспотребнадзора по городу Москве были проведены контрольные, надзорные, мероприятия в отношении ООО "Умный Ритейл" в соответствии с планом проведения проверок, согласованных с прокуратурой города Москвы на 2025 год. Всего был проверен 131 объект… Изъято из оборота 2 тонны 131 килограмм пищевой продукции, несоответствующей обязательным требованиям», – говорится в сообщении надзорного ведомства.

В ходе проверок также были выявлены «грубые нарушения» требований санитарного законодательства – фактически те же, что и у «Светофора». В частности, нарушался температурный режим хранения пищевой продукции. имело место хранение продукции с истекшим сроком годности. Другие отмеченные нарушения связаны с маркировкой.

«Вопиющие случаи»

В нашей стране традиционно очень жесткое регулирование как бизнеса в целом, так и всего, что связано с продуктами питания, поясняет глава комитета по развитию АПК Торгово-промышленной палаты Калужской области Бабкен Испирян. Причем в последнем случае это идет еще со времён СССР, что обусловлено санитарными нормами того времени. Эти нормы позволяют нам на протяжении десятилетий избегать массовых отравлений, эпидемий и других подобных проблем.

Другое дело, говорит эксперт, что из-за этой строгости законодательства у продуктовых сетей периодически возникают трудности: «Если мы говорим о проверках в «Самокате», то здесь законодательно не урегулирована работа таких сервисов, как формата торговли. По сути, пока курьер везёт в своей сумке, например, молочные продукты, он не может соблюдать необходимую температуру хранения. И таких нюансов множество. Что касается изъятия двух тонн продукции с нарушениями из 131 магазина, то это не так уж и много. Например, если не читается код на бутылке молока – это не фатальное нарушение, так как код мог просто стереться».

«Если мы говорим закрытии более чем 70 магазинов «Светофор» — это, естественно, вопиющие случаи. Торговые сети всячески зажимают производителей, ставят кабальные условия контрактов, стремятся брать наиболее дешёвую продукцию, которая априори не может быть качественной, чтобы повышать свою маржу. Так что хорошо, что на таких продавцов обратили внимание, рынок от этого станет более цивилизованным», — подчеркивает эксперт.

«Ну и еще одна причина – это банальный недостаток кадров в отрасли. Сейчас об этом заявляют практически все крупные продуктовые сети, и «Светофор» здесь не исключение. Напомню, они изначально позиционировали себя как магазины-склады с минимальными затратами на персонал, ну вот и стали заложником своего формата, когда следить за сроками годности и заниматься другими операциями стало некому. Эта ситуация будет уроком другим федеральным сетям и ситуация должна в целом улучшится», — заключает Бабкен Испирян.

«Постфактум разборок»

Как напоминает эксперт по пищевой безопасности, генеральный директор отраслевой консалтинговой компании «Старт Качества» Константин Деревсков, в начале пандемии COVID-19 был введен мораторий на проведение плановых проверок малого и среднего бизнеса. В конце прошлого года этот мораторий был снят. Сегодня проверки идут полным ходом, но превентивной работы, как отмечают в отраслевой консалтинговой компании «Старт качества», в этой сфере не ведется. 

Дарксторы «Самокат», указывает эксперт, были включены в реестр плановых проверок на основе риск-ориентированного подхода, применяемого при организации контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора (РПН). В то же время, критерии риск-ориентированного подхода к надзору за пищевыми предприятиями и предприятиями общественного питания находятся на стадии разработки правительством.

«Сегодня не существует инструментов, позволяющих эффективно контролировать безопасность пищевых продуктов на стадии их производства. Мы не можем точно определить, как был приготовлен продукт, правильно ли он сделан и соответствует ли требованиям безопасности. Правильным решением безопасности для пищевых производств и предприятий общественного питания является цифровизация процессов», — говорит Константин Деревсков. 

По его словам, внедрение цифровых решений и строгий контроль за соблюдением санитарных норм могут стать переломным моментом в борьбе за пищевую безопасность. Цифровые платформы, такие как «Меркурий», «Честный знак» и Quality Check, делают процессы более прозрачными и доступными для контроля, а также позволят устранять нарушения еще на этапе их возникновения, что многократно снижает риски появления на рынке некачественных продуктов. 

Константин Деревсков констатирует, что государственная система контроля за пищевой безопасностью на производственных предприятиях в основном функционирует по принципу «постфактум разборок». Это означает, что проверки проводятся лишь после поступления жалоб на пищевые  отравления или нарушения санитарных норм, а также в рамках масштабных плановых инспекций: «Проблемы в сфере пищевой безопасности, как правило, возникают не из-за намерений нарушить правила, а из-за недостатка знаний о правильных методах работы и экономии. Существуют также и другие вызовы: прежде всего, это кадровый дефицит, а также отсутствие контроля и прозрачности в процессах производства».

Деревсков отметил, что в пищевой отрасли функционирует около 22 тыс. предприятий, что делает практически невозможным для сотрудников Роспотребнадзора осуществлять выездные проверки всех предприятий. Кроме того, ситуация на производствах постоянно меняется: появляются новые поставщики сырья, происходит текучка кадров и меняется ассортимент.

«Только через цифровизацию можно обеспечить понимание технологических процессов производства продукции. Также важно повысить общий уровень обучения специалистов, чтобы они знали, как действовать в различных ситуациях», — уверен эксперт.