Пекарю пекарево, магазину — чуть-чуть

Анна Королева
корреспондент Monocle.ru
27 февраля 2025, 17:25

Отпускные цены на хлеб и хлебобулочные изделия с 1 марта могут вырасти более чем на 10%. Хотя пока это лишь публично декларированное намерение. Эксперт подчеркивает, что если отпускные цены вырастут, то это не повод для магазинов «накидывать» еще что-то сверху, напротив, им есть на что переложить свои, несколько возросшие издержки.

proletarets.ru
Читайте Monocle.ru в

Торговые сети получили уведомления от крупных производителей хлеба и хлебобулочных изделий. По данным газеты «Ведомости», они намерены уже с 1 марта поднять отпускные цены на свою продукцию на 10–12%.

Причинами подорожания хлебопеки назвали изменения в стоимости складской и транспортной логистики, рост налоговой нагрузки, цен на сырье... Но, отметим, пока повышение только «рассматривается».

Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев сообщил изданию, что в случае объективных причин увеличения закупочной стоимости её индексация происходит «плавно и постепенно», в том числе благодаря сдерживанию наценок на самые востребованные, они же социальные, позиции хлеба, а также благодаря совместным промоакциям сетей и производителей. Средняя наценка на самые доступные позиции пшеничного хлеба в крупных торговых сетях с начала 2025 года находилась на уровне 5–7%, утверждает он.

Но с этим не согласился президент Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон – по его данным, торговая наценка может достигать 35%. Впрочем, речь, очевидно, идет о разных категориях наценок.

Глава Российского союза пекарей Дмитрий Семенов подтвердил подорожание хлеба, назвав причиной роста отпускных цен «серьезное удорожание всех составляющих производства», включая коммунальные платежи. По его данным, в среднем себестоимость производства хлеба в 2024 году выросла на 27%. Влияет и дефицит кадров, доходящий в отрасли до 40% штатной численности предприятий. 

Совершенно нормально, что цены и на эти изделия растут, полагает ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев: здесь, по его словам, нет ничего удивительного. Основными причинами являются рост затрат на складскую и транспортную логистику, увеличение налоговой нагрузки, подорожание сырья. Одной из самых крупных причин является удорожание кредитных ресурсов.

Дальнейший рост цен, считает аналитик, также вероятен, учитывая текущие экономические условия, включая высокую инфляцию и дороговизну кредитования. Производители сталкиваются с увеличением себестоимости производства, что вынуждает их пересматривать ценовую политику. В результате в ближайший месяц цены в магазинах вырастут на 15-20% с учётом повышения отпускных цен. 

В то же время министерство сельского хозяйства РФ ранее сообщало о стабильной ситуации на рынке хлеба, отмечая, что по состоянию на 12 февраля 2025 года стоимость хлеба из пшеничной муки у производителей в среднем по стране составляет 68,4 рубля за килограмм, а из ржано-пшеничной муки — 61,6 рубля за килограмм.

В такой ситуации, полагают в целом эксперты, рост цен в самом деле не выглядит странным. Как отмечает глава комитета по развитию АПК Торгово-промышленной палаты Калужской области Бабкен Испирян, подорожание на 10-12% – это обычное явление в рамках инфляции, примерно на столько подорожала и коммуналка. «На сегодняшний день баланс между производителями и продавцами серьезно сдвинут в пользу последних. Производители хлеба о повышении на уровень инфляции вынуждены объясняться через ассоциации и объединения – это странная история. Производители обозначили своё повышение, а что будет на полках – это на совести торговой сети. Кстати, пекари часто говорят о том, что у них производство на уровне инфляции и подвинуть эти цены они могут только сообща», — сказал он «Моноклю».

«Надеюсь, что у производителей есть веские причины повышать цену по всей продуктовой линейке, — отмечает заместитель председателя комитета Госдумы по экономической̆̆ политике Станислав Наумов. — Что касается опасений, что торговые сети сделают из 12% у производителя 25% подорожания на полке магазина, то продавец может переложить издержки на, условно, импортный алкоголь. Чем больше инструментов для маневрирования у всех участников рынка, тем более гибкой в плане скидок может быть ценовая политика у тех же ритейлеров».

Поэтому, считает депутат, в этой ситуации нужно подумать над тем, чтобы законодательно распространить программу адресной продовольственной помощи для многодетных семей и пожилых людей на всю территорию страны. Важно помогать таким категориям граждан, чтобы они не экономили на продуктах первой необходимости.

«Разовые продовольственные субсидии – это, на самом деле, не такие уж большие деньги и пора эти современные методы социальной защиты активно применять. И второй законопроект, который ждет своего обсуждения – это передача продуктов питания с истекающим сроком благотворительным фондам, которые смогут их распределять самостоятельно. Таким образом, будет одновременно решена проблема последующей переработки указанной категории товаров и их нехватки у отдельных социальных групп», — уверен Станислав Наумов.