«При всей простоте электрической машины она как хлеб, потому что используется везде, где есть процесс превращения электрической энергии в механическую или обратно, — увлеченно рассказывает Станислав Щербаков, исполнительный директор концерна “Русэлром”. — Это гениальное изобретение, изменившее мир. Оно сопоставимо с изобретением огнестрельного оружия, настолько это повлияло на развитие нашего бытия».
Так что концерн, выпуская самый широкий спектр электрических машин в России, более трех тысяч наименований, находится в самом центре нашего бытия. При этом 15% выпуска идет на экспорт. В планах — довести этот показатель в среднесрочной перспективе до 30%.
Не курсом единым
Экспорт «Русэлпрома» идет по двум направлениям: ближайшее зарубежье, к которому предприятия концерна с советских времен привязаны исторически, и дальнее зарубежье. Структура экспорта на первом направлении определяется спектром оборудования, которое поставлялось в эти страны ранее, с учетом необходимой модернизации. А вот втрое направление — дальнее зарубежье, прежде всего европейское, — не столь отформатировано. Но именно оно способствует развитию компании. Конечно, на перспективы экспорта существенно повлияло ослабление рубля, сделавшее продукцию «Русэлпрома» более конкурентоспособной по цене с экспортом из Китая, известного своей ценовой агрессией на внешних рынках. Чтобы укрепиться на рынке Европы, который в некотором смысле такой же традиционный, что и рынок ближайших соседей (продукция советского машиностроения доходила и до него), необходимо сертифицировать продукцию в соответствии с зарубежными стандартами — требованиями по энергоэффективности и экологичности, без этого невозможно получить допуск на рынок. И даже в том случае, если электромашина от «Русэлпрома» совершает петлю, то есть становится элементом оборудования, поставляемого из Европы в Россию, она должна вписываться в его конструкционные особенности. Надо отметить, что именно эта схема, возникшая из взаимодействия с машиностроительными предприятиями Западной Европы, дала толчок развитию «чистого» экспорта концерна. Благодаря накопленному в концерне багажу знаний и инженерных компетенций приспособление к европейским требованиям прошло успешно.
Кроме того, концерн сосредоточился на определенной, требующей особых инженерных навыков нише специального оборудования — взрывозащищенного, способного функционировать во взрывоопасной среде, которую образуют смеси веществ, способных при попадании искры самовоспламениться и взорваться. Это не только метан в шахтах или попутный газ в нефтяных скважинах, но и мелкодисперсная взвесь частиц смолотого зерна на мукомольном заводе. Взрывозащищенность требует такой подгонки всех деталей машины, чтобы не выпустить ни одной искры — «спутницы электрического тока», по выражению Станислава Щербакова, — изнутри агрегата. Легко сказать, но не так легко сделать: требуются высокоточные инженерные расчеты, специальные конструктивные решения, продвинутые производственные технологии и безукоризненная организация производства. Взрывозащищенные машины с необходимыми параметрами могут изготавливать немногие компании, а разрабатывать — еще меньше. В этой нише присутствуют ведущие европейские производители, такие как Siemens и ABB, но «Русэлпром» вполне способен конкурировать с ними по соотношению цены и качества.
Хотя доказать это было не так уж просто. «Западному заказчику свойственно деятельное участие с точки зрения контроля качества на всех этапах производственного цикла. Надо сказать, что особое внимание они уделяют ритмичности и плановости производственного процесса как одному из важнейших факторов обеспечения качества. В основе этого подхода лежит правило, гласящее, что надлежащее выполнение процессов обеспечивает надлежащее выполнение требований по качеству. Они стоят на этом жестко. Мы, россияне, — нация подвига, в том числе в производственной сфере. Дедлайн и связанный с ним аврал не катастрофа, а дополнительный стимулирующий фактор. Аврал — норма для нас, — рассуждает Станислав Щербаков. — При таком культурном бэкграунде держать постоянный ритм очень непросто. Но, как говорил один мой преподаватель в МФТИ, “привыкнуть значит понять. Привыкнете — поймете”. То же самое и здесь».
Как основу для будущего развития «Русэлпром» формирует задел для подключения к мировому тренду перехода к так называемой индустрии 4.0, активно использующей современные средства телекоммуникации и интернет. Для этого концерн развернул проект в партнерстве с фондом «Сколково» и сотрудничает с «Мегафоном» и «Ростелекомом» — российскими лидерами по телематике, стандартам и системам передачи данных. В результате этого сотрудничества предполагается внедрить систему удаленного мониторинга и контроля эксплуатации электрических машин и связанных с ними агрегатов. Для этого нужно создать оптимальную схему расположения датчиков, сообщающих данные о ключевых параметрах эксплуатации, систему передачи и обработки такой информации. Это позволит дать потребителю своевременные рекомендации по управлению режимом работы оборудования и даже ремонта. Вопрос важный, поскольку стоимость самой машины, если взять суммарные затраты за весь срок эксплуатации, занимает в них от двух до пяти процентов. Все остальное — расходы на электроэнергию и обслуживание. Их оптимизация, обеспеченная правильным подбором машины и правильной эксплуатацией, позволяет экономить электроэнергию. А предупреждение нештатных ситуаций и правильно составленный график плановых профилактических мероприятий позволяет сэкономить на ремонтно-эксплуатационных затратах.
Китайская защита
Параллельно с усовершенствованием своей продукции концерн ищет новые возможности для ее сбыта на внешних рынках. Казалось бы, большие перспективы сулит китайский рынок, но, хотя Китай входит в ВТО, он закрывает свой рынок высокими ввозными пошлинами, и продукция российских машиностроителей становится дорогой. Между тем китайскую продукцию на российский рынок активно продвигают некоторые российские компании, наладив отверточную сборку оборудования из китайских составляющих, в том числе электрических машин, на своих производственных площадках.
Но другие направления дают вполне весомые свидетельства продвижения «Русэлпрома» в экспорте. Так, в Узбекистане уже размещено совместное производство. Представительство концерна на Кубе сформировало программу масштабного, а не эпизодического — от сделки к сделке — присутствия на этом рынке на основе выявления его полного потенциала. Так, концерн нацелился на охват целых отраслей острова, состоящих из однотипных производств, поэтому можно разработать современное типовое решение и мультиплицировать его на все предприятия, причем за счет стандартизации такое решение окажется более дешевым и эффективным по всем экономическим параметрам. С такими масштабными проектами компания уже может рассчитывать на поддержку Росэксимбанка или Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭСКАР), с которыми уже давно сотрудничает.
Налаживаются контакты с Ираном. Как на любом восточном рынке, проходит этот процесс неспешно. «Иран — там специфика коммуникативная. Первые несколько встреч ты только знакомишься: приезжаешь к ним, они приезжают к тебе, вы разговариваете. Один выезд представительской делегации — это десятки тысяч долларов. Поэтому надо быть компанией определенного масштаба, чтобы работать с Ираном, — объясняет Станислав Щербаков. — Однажды мне этнический иранец сказал: “У цивилизации, которой пять тысяч лет, столько времени, что она никуда не торопится”.