Кадры решают почти все

Алексей Грамматчиков
обозреватель «Монокль»
3 апреля 2017, 00:00

Экспорт программного обеспечения из России динамично растет благодаря высокому уровню подготовки кадров в области ИТ и ослаблению рубля. Тормозом является сложная внешнеполитическая ситуация и неурегулированность механизмов поддержки экспортеров

ТАСС

Российский экспорт программного обеспечения (ПО) бурно развивается. По данным некоммерческого партнерства «Руссофт», за семь лет его объемы выросли почти втрое: с 2,7 млрд долларов в 2009 году до 7,6 млрд в 2016-м (см. график). Таким образом, ИТ неуклонно превращается в одну из самых доходных статей российского экспорта в целом. Если нынешняя динамика сохранится, поставки ПО за границу будут соизмеримы с поставками оружия, которые сейчас только вдвое превышают объемы поставок ИТ-продуктов.

От мала до велика

Основная доля продаж российского софта за рубеж приходится на США и Евросоюз (Германия, страны Скандинавии, Центральной и Восточной Европы). Но при этом заметна динамика роста продаж и по другим направлениям — Китай, страны Юго-Восточной Азии, Южная Америка, Австралия, Ближний Восток. За рубеж российские ИТ-компании поставляют широкий спектр продуктов и услуг. В частности, растет экспорт софта в сфере информационной безопасности, мобильных приложений, навигационных и геоинформационных систем, систем документооборота; развивается заказная разработка под нужды конкретных компаний.

Число российских компаний — экспортеров ПО исчисляется сотнями. Наиболее заметные из них исследование «Руссофта» подразделяет на четыре группы, в зависимости от оборота. К первой категории, с оборотом свыше миллиарда долларов, относятся такие российские ИТ-гиганты, как «Лаборатория Касперского», «1С», Luxoft. Во вторую категорию (оборот 100–500 млн долларов входят ABBYY, Acronis, CBOSS, Cognitive Technoligies, SKB Kontur, Veeam и др. Третья группа (оборот 50–100 млн долларов) представлена компаниями DataArt, Diasoft, Dr. Web, EPAM Systems, «Прогноз», Positive Technologies, RTSoft. Наконец, в четвертой категории компаний, которые активно развивают экспортное направление (оборот 20–50 млн долларов) наиболее заметны Arcadia, Ascon, Auriga, Galactica, Group-IB, Info Watch, Naumen, Paragon, Spirit.

За 7 лет экспорт софта из РФ утроился 68-02.jpg
За 7 лет экспорт софта из РФ утроился

Суперкомпьютеры и роботы

Последние примеры удачной экспансии российских ИТ-компаний на мировые рынки свидетельствуют, что российские компании успешно наращивают зарубежные продажи в самых разных направлениях и странах. Например, «Центр речевых технологий» (ЦРТ) в начале прошлого года заключил крупный контракт с базирующейся в Нью-Йорке компанией HYPR о предоставлении ей программного решения для определения пользователей на основе биометрических признаков (голос, лицо, сетчатка глаза, отпечатки пальцев). Теперь вместе с партнером ЦРТ будет продвигать это решение на американском рынке.

«Т-Платформа» недавно объявила, что заключила соглашение о поставке суперкомпьютера собственного производства вычислительному центру города Юлих (Германия). Объявлено, что сумма сделки составляет 17 млн евро. Российская ABBYY планирует осваивать новые рынки: недавно представители компании объявили о расширении сотрудничества на Ближнем Востоке и об открытии офиса в Дубае, чтобы оказывать маркетинговую поддержку партнерам и клиентам в этом регионе.

Новые рынки открывает для себя и Info Watch, которая специализируется на системах безопасности. Представители компании объявили, что она приступает к активному освоению нового для себя рынка Латинской Америки, в частности, начинает продажи в Колумбии и Перу. А группа компаний Terrasoft, специализирующаяся на разработке платформы для управления маркетингом, недавно открыла представительства в Сингапуре и Австралии.

Примечательный тренд — развитие поставок российскими компаниями сложных комплексных ИТ-продуктов. Неожиданно для многих казанская компания «Эйдос-медицина» поставила для начинающих хирургов Токийского университета 15 человекоподобных роботов-симуляторов собственного производства на сумму 1,5 млн долларов. А в прошлом году стартап из Перми «Промобот» продал китайской компании Keysi Microelectronics пять человекоподобных роботов-консультантов и получил предоплату за поставку еще четырех таких роботов в ближайшем будущем.

Помимо расширения географии и номенклатуры поставок российские компании все успешнее привлекают зарубежные инвестиции для развития своего бизнеса. Например, российский бесплатный сервис по поиску свободных парковочных мест в реальном времени ParkApp привлек инвестиции в размере 500 тыс. долларов от иностранных партнеров и расширил географию своего присутствия, начав работать в некоторых городах Великобритании. Чуть раньше сервис российских разработчиков Appnow (с его помощью можно создавать мобильные приложение для привлечения клиентов через соцсети) получил инвестиции от голландской компании Maxforcing BV и объявил о расширении зарубежной географии поставок. К заметным сделкам прошлого года стоит отнести приобретение американским фондом BlackRock 5% акций российской EPAM Systems за 170 млн долларов.

Внешнее давление

Успешное развитие экспорта российского ПО определяется несколькими факторами. Прежде всего это высокий уровень российских специалистов. «Развитию экспорта российского ПО, несомненно, способствуют высокий уровень подготовки кадров в сфере ИТ и дешевая в сравнении с западными странами рабочая сила, — отмечает Максим Михалев, директор по развитию бизнеса группы компаний Custis. При этом он полагает, что реальный объем поставок российского ПО за рубеж скорее всего превышает указанный в исследовании «Руссофта»: «Аналитики “Руссофта” в основном учитывают показатели крупных российских разработчиков софта, но не включают в оценку данные о деятельности российских центров разработки зарубежных компаний, стартапов и фрилансеров. Можно предположить, что реальные показатели объемов экспорта ПО из России превышают данные, опубликованные ассоциацией».

Экспорт российских программных решений мог бы развиваться еще активнее, если бы не существенные сдерживающие факторы. В частности, многие игроки рынка жалуются на неблагоприятную геополитическую обстановку. «Выходу российских разработчиков на иностранные рынки препятствуют недоверие и неблагоприятный имидж, создаваемые информационной повесткой, к которой относятся такие темы, как атаки российских хакеров, заявления политиков, санкционные запреты, — продолжает Максим Михалев. — В связи с этим владельцы компаний вынуждены скрывать российское происхождение бизнеса, перевозить сотрудников за рубеж, выстраивать теневые схемы организации компаний и регулирования финансовых потоков. Подобные затруднения заставляют предпринимателей не только рассматривать традиционные для российского экспорта рынки США и Европы, но и изучать перспективы поставок ПО в страны БРИКС и АТР».

 68-03.jpg ТАСС
ТАСС

Тормозит дальнейшее развитие экспорта и невнятная позиция государства в отношении поддержки российских компаний, поставляющий ПО за рубеж. «Развитию экспорта в этой сфере может способствовать активная позиция государства в отношении продвижения российской продукции на зарубежные рынки, формирование у наших иностранных партнеров имиджа, ассоциирующегося с качеством и надежностью российской продукции и ее поставщиков», — полагает Иван Шумовский, руководитель направления инфраструктурных решений компании КРОК.

Хотя государство уже оказывает поддержку российским ИТ-компаниям, например в виде налоговых и страховых отчислений, представители отрасли говорят о необходимости дополнительных мер. Недавно руководство Минкомсвязи заявило, что в ближайшее время предполагается внедрить четыре инструмента поддержки ИТ-отрасли. Во-первых, субсидировать часть затрат на разработку системных программных продуктов. Это операционные системы для компьютеров и серверов, центров обработки данных, системы управления базами данных, мобильная операционная система для телефонов или смартфонов.

Вторая мера поддержки — льготное заемное финансирование для ИТ-компаний, которые фактически лишены доступа к банковскому кредиту, так как в отличие от промышленного производства у них нет объектов для залога: часто все, что у них есть, — это интеллектуальная собственность. Третий инструмент — создание центров компетенций, когда группа специалистов на постоянной основе анализирует и консультирует как заказчиков, так и производителей продукции на предмет возможности перехода на российские продукты, что позволит не тратить деньги на зарубежное ПО. И наконец, четвертая группа мер, касающаяся непосредственно экспорта, предполагает софинансирование части затрат на продвижение продуктов, в том числе за рубежом: это и выставки, и конференции, и другие мероприятия, связанные с развитие экспортной деятельности российских ИТ-компаний. Если программа будет реализована, развитие экспорта российского ПО пойдет еще динамичнее.