Экспертный совет при правительстве России, обсуждавший механизмы реализации мероприятий для исполнения «закона Яровой», так и не смог прийти к компромиссному решению. На заседании рабочей группы «Связь и IT» этого совета представители ФСБ России выступили против создания пилотных зон в регионах, на которых планировалось отработать две различные модели сбора информации и хранения данных. Напомним, что на первой из них настаивает сама ФСБ. Эта модель предполагает масштабирование существующей архитектуры средств оперативно-разыскных мероприятий (системы СОРМ и СОРМ-2) и наращивание их возможностей. Такая система уже установлена на сетях наших операторов связи. Она обеспечивает прослушивание телефонных переговоров и протоколирование обращений пользователей к сайтам в интернете. Но трафик с СОРМ-2 сейчас может храниться не более 12 часов. Теоретически СОРМ-2 можно масштабировать, используя отечественное оборудование, которое готовы производить три российские компании — «Специальные технологии», «МФИ Софт» и «Норси-Транс». Однако это потребует астрономических финансовых затрат. В соответствии с информацией, представленной самими производителями, минимальная стоимость расширения буфера хранения для узла передачи данных с 12 часов до шести месяцев составит 70 млн рублей. Известно, что всего к моменту вступления «закона Яровой» в силу, то есть к июлю 2018 года, необходимо будет расширить порядка 90 тыс. таких узлов. Это означает, что суммарные затраты на масштабирование системы СОРМ-2 могут превысить 6 трлн рублей.
Именно поэтому большинство экспертов и операторов связи предлагали властям реализовать вторую — гибридную — модель, которая предполагает разделение всех индексируемых данных по степени важности и срочности использования и, соответственно, диверсификацию источников хранения. При этом такая модель изначально должна была быть совместима с СОРМ-2. «Данные, которые требуются оперативным службам в моменте, должны храниться в буферах СОРМ-2 и на жестких дисках в ЦОДах, — говорит глава Агентства кибербезопасности Евгений Лифшиц. — Но есть информация, не требующая оперативного извлечения. И она вполне может храниться на других носителях, в частности на магнитных, что резко удешевляло бы стоимость всей системы». Более того, эксперты не раз указывали, что есть целый ряд данных, который с точки зрения безопасности государства хранить вообще не имеет смысла. Это прежде всего интернет-видео, данные IPTV и информация с торрентов. В сумме на такой контент приходится едва ли не 80–90% всего трафика, но он не представляет террористической угрозы.
«Очевидно, что расходы на создание новой системы хранения данных составят многие сотни миллиардов рублей, если не триллионы. В этой ситуации самый оптимальный вариант — создать уникальный продукт для внутреннего пользования, который в будущем можно было бы предложить на экспорт, например в Европу, которая сейчас наиболее уязвима для террористов. И таким образом вернуть хотя бы часть затрат», — говорит Евгений Лифшиц