Мьюзик легалайз!

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
1 мая 2017, 00:00

Как музыка может стать легальной

ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ГРУППЫ «АРИЯ»
Читайте Monocle.ru в

Есть сферы, на которые не обращаешь внимания, поскольку они тебя не касаются напрямую, а между тем там складывается катастрофическое положение. К примеру, сфера управления авторскими правами, где Российское авторское общество (РАО), представляющее интересы авторов произведений, и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), отстаивающая права исполнителей и производителей фонограмм, собирают и выплачивают деньги своим подопечным. Человек, однажды осознав себя правообладателем, что не требует никаких документальных подтверждений, имеет все основания потерять покой и сон. Стоит только предъявить человечеству свое творение где бы то ни было, как на него накидываются пираты и, если оно того действительно стоит, множат его на своих бесчисленных ресурсах, которые к тому же нельзя уничтожить — в этом случае они ведут себя как часть тела многоголовой гидры: попробуй ее отрубить, она немедленно вырастет в другом месте. У нее для этого все есть, и прежде всего благоприятная среда, позволяющая ей бесконечно плодиться и размножаться.

И наконец-то неожиданно предлагается метод, который должен принципиально изменить эту среду и, разумеется в переносном смысле, обратить на борьбу с гидрой не одного Геракла (к тому же вынужденного решать еще ряд неотложных вопросов), но тысячи, десятки тысяч правообладателей. Они должны понять, что все, что они создают креативной силой мысли, может приносить им доход и для этого нужно лишь следить за тем, как используются права на порожденный ими объект — что бы это ни было, даже если кажется, что, кроме как автору, он никому не нужен. По мнению разработчиков Национальной интеллектуальной инициативы, для этого нужно сначала всем объяснить правила игры, а затем создать биржу, с помощью которой объекты авторского права получат возможность переходить из рук в руки. Пока это выглядит утопически, но ведь когда-то надо начинать — инициатива создает для этого стартовые условия.

Одним из проектов, которые призваны упорядочить сферу использования авторских прав в музыке, стал Fonmix — программный комплекс, позволяющий максимально комфортно использовать музыку в общественных местах: ресторанах и кафе, которые почти невозможно представить себе без музыки. Fonmix создан с участием РАО и ВОИС, что позволило включить в каталог почти 8 млн треков. Проект максимально облегчает пользователю процедуру формирования и предоставления отчетности в РАО и ВОИС. Теперь не надо, чтобы человек, нанятый владельцем заведения общепита, по каким-то своим представлениям писал отчет о композициях, которые звучали в том или ином заведении в тот или иной момент времени (а обычно все происходит именно так), — отчет формируется автоматически, а самое главное — предоставляя авторам музыки объективные данные о том, где и как звучали их композиции, чтобы он получил за это денежное вознаграждение через РАО и ВОИС. Автор может войти в систему Fonmix, просто загрузив в систему свои композиции, и отслеживать все виды ее использования.

Но это еще не все. Цифролюция принципиально изменила систему управления авторскими правами, и законодательство в этой области оказалось настолько далеко от действительности, что его можно использовать лишь со множеством допущений. Самый радикальный способ связан с последней разработкой, осуществленной РАО вместе со «Сколково», — системой Ipchain, которая, используя принцип децентрализации, позволяет добиться максимальной прозрачности операций, совершаемых внутри нее. Ipchain обладает теми же качествами, что и блокчейн, а именно надежностью, неизменяемостью, проверяемостью. По словам ее разработчиков, она максимально адаптирована под почти бесконечное число объектов авторских прав и пока это единственная инициатива по упорядочиванию системы управления авторскими правами, которая дает реальный шанс приблизить друг к другу параллельные вселенные: законодательство и людей, которым приходится его исполнять.