Книга, получившая в прошлом году премию «Просветитель», дает понять, что мы находимся во власти собственных представлений о той или иной эпохе, сформированных не совсем понятно кем. Наш образ Средневековья — из школьного учебника, из книг, из фильмов, из картинок, попавшихся на глаза. Почти все они следуют какому-то канону, мы воспринимаем эпоху не такой, какой она была, и уже не в состоянии понять то время, вглядываясь в него через расстояние разделяющих нас веков, поэтому просто следуем установленной кем-то традиции. Она может бесконечно расширяться, углубляться, но ее генеральная линия остается неизменной, с тех пор как бóльшая часть человечества уверовала в концепцию линейного времени и теорию прогресса: мы смотрим на всех, кто жил на этой планете прежде нас, свысока. Им не были доступны наши технические достижения, и они не обладали теми инструментами для познания мира, которые есть у нас. Следовательно, все их представления о мире были ошибочными. Нам кажется, что мы, на нашем этапе истории, уже обладаем суммой знаний, позволяющей нам судить о самих себе как о людях более совершенных, чем те, кто жил до нас.
Авторы книги каким-то чудом смогли избежать таких установок и пустились в исследование Средневековья как особенного мира: там жили люди, похожие на нас внешне и по тому, как были устроены их тела, но окружающая их реальность была совершенно другой или как минимум их представление о ней. Опыт, получаемый ими с рождения и на протяжении всей жизни, разительно отличался от того, каким обладаем мы. Дверь в тот мир была всегда открыта, но мы до сих пор не решались войти в нее, предпочитая изучать его через защитное стекло. Авторы берут нас за руку и ведут внутрь.
Зотов Сергей, Майзульс Михаил, Харман Дильшат. Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии. — М.: АСТ, 2018. — 416 с. Доп. тираж 17 500 экз.