Журнал «Эксперт» публикует список крупнейших публичных компаний России. В этом году мы сократили список вдвое — с 200 до 100. Это реакция на сокращение числа эмитентов, да и отрезанный «хвост» рейтинга начинался с капитализации 10–12 млрд рублей — компании такого размера во всем мире относятся к «малой» капитализации», и часто это стартапы, малоликвидные акции и т. п.
В том, что в России все меньше публичных компаний, конечно, ничего хорошего нет. Публичная компания — это в первую очередь статус и соответствие определенным стандартам раскрытия информации и корпоративным практикам. В то же время публичность может быть лишь добровольной политикой компании. Если же компания желает быть непубличной, а со времен чековой приватизации у нее много акционеров и менеджмент спит и видит, как от них избавиться, то надо дать всем возможность сделать это. Время расставило все на свои места. За последние пятнадцать лет в Росси появились и хорошие истории акционерных обществ, практически сошли на нет нехорошие практики. Поэтому в теории хорошо, когда много качественных и больших компаний, а инвестору есть из чего выбрать, но много хуже, когда этих компаний много, но большинство из них публичны только де-юре. Купив их акции и прождав много лет, инвестор потом в принудительном порядке с убытком продает свои бумаги — таких историй в России множество.