На улицах Барселоны выросли баррикады — таким образом сторонники независимости Каталонии отреагировали на судебные приговоры девяти бывшим местным руководителям и общественным активистам за попытку провозглашения государственного суверенитета Каталонии в 2017 году. Им дали от девяти до тринадцати лет. Так, Верховный суд Испании приговорил бывшего вице-председателя каталонской автономии Ориола Жункераса к тринадцати годам, а экс-спикер Женералитета — местного парламента — Карме Форкаделл получила одиннадцать с половиной лет. Суд признал их виновными по четырем статьям уголовного кодекса: бунт, публичное выступление против законов или распоряжений властей, нецелевое использование денег из госбюджета и неповиновение распоряжениям властей Испании. В отношении бывшего главы правительства Каталонии Карлеса Пучдемона Верховный суд выдал новый европейский ордер на арест. Тот добровольно явился в прокуратуру Брюсселя, и бельгийский суд оставил его на свободе. Европейские власти уже дважды, в 2017-м и 2018-м, проигнорировали испанские ордера на его арест.
Во время референдума о независимости в 2017 году испанская полиция жестоко избивала пришедших на избирательные участки. А теперь еще и политики, выражающие волю избирателей, получили значительные сроки заключения. Каталонцы явно не предполагали, что их избранникам назначат столь суровое наказание: общество ожидало условных сроков и освобождения своих лидеров из-под стражи. В конце концов Барселона решила, что Мадрид по-хорошему не понимает, и на смену мирному выражению своей позиции пришло силовое противостояние. В отличие от демонстраций 2017 и 2018 годов протестные выступления в Каталонии радикализировались. В полицию летят камни и петарды, путь правоохранителям преграждают горящие баррикады, сооруженные из мусорных баков. Число пострадавших идет на сотни, и почти половину из них составляют сотрудники полиции. Активисты перекрывают дороги, пытались захватить аэропорт и объявили в пятницу всеобщую забастовку. К барселонцам присоединились десятки тысяч каталонцев, двинувшихся пешком в столицу региона.
Мадрид попытался ответить старым способом — избиениями демонстрантов и арестами. А исполняющий обязанности главы МВД Испании Фернандо Гранде-Марласка не нашел ничего лучше, как угрожать новым властям Каталонии. «Это люди, связанные с движениями, которые пытаются нарушить общественный порядок. Их задачи вроде бы носят политический характер. Но очевидно, что их главная цель — нарушение спокойствия. И еще я хотел бы напомнить господину Киму Торре (глава Женералитета Каталонии. — «Эксперт»), что он должен определиться, кем хочет быть: главой Каталонии, занимающим самым высокий пост в автономном сообществе, или активистом», — заявил министр. Ким Торра осудил провокаторов, совершающих акты вандализма, но сделал заявление, которое иначе, как издевательством по отношению к Мадриду не назовешь. «Если нас приговорили к ста годам заключения за то, что мы вынесли урны для голосования, ответ ясен: нам придется их снова вынести — для самоопределения. Я буду выступать за то, чтобы в течение этой каденции парламент вернулся к рассмотрению возможности реализации права на самоопределение. Мы не можем ударить в грязь лицом перед этими людьми, выступающими за свободу, справедливость и демократию», — сказал Торра, выступая в парламенте Каталонии.
Ким Торра возглавил его по итогам внеочередных выборов, которые Мадрид провел в декабре 2017 года, рассчитывая на победу происпанских партий. Но надеждам не суждено было сбыться: сторонники независимости вновь получили большинство голосов в Женералитете. Сам Ким Торра баллотировался от партии «Вместе за Каталонию», выступающей за независимость региона от Испании. Правда, перевес сепаратистов оказался незначительным и у Мадрида оставался шанс стать привлекательным для Каталонии. Вместо этого он решил в очередной раз продемонстрировать грубую физическую силу и тем самым загнал ситуацию в тупик.