Международное рейтинговое агентство Fitch снизило прогнозы по рейтингам сразу для 15 частных банков России до негативного. Сами рейтинги при этом остались неизменными, но это до поры до времени: агентство предупреждает, что пандемия и дешевая нефть могут привести к их понижению. Аналитики Fitch считают, что российские банки обладают достаточными буферами капитала и необходимым уровнем ликвидности и спокойно могут выдержать резкое кратковременное падение экономики во втором квартале 2020 года, если дальше последует стабилизация.
Среди банков, прогноз по которым был понижен, оказался Тинькофф-банк, получивший повышение рейтинга от того же Fitch всего полгода назад. Тогда, в октябре 2019-го, Fitch повысило рейтинг с ВВ– до ВВ, отметив таким образом «продолжительную историю исключительно высоких показателей компании, подкрепленную диверсификацией бизнес-модели банка и растущей франшизой». Новый рейтинг также отражал улучшение капитализации после SPO Тинькофф-банка в июле 2019 года, когда он привлек 300 млн долларов, а основатель банка Олег Тиньков более чем на три процентных пункта сократил свою долю в капитале банка.
Однако с тех пор произошло так много событий, что вся среда, в которой раньше так успешно рос Тинькофф-банк, полностью поменялась. Никаких сомнений в устойчивости бизнеса, разумеется, нет, вопрос в другом: сможет ли банк в новых условиях расти так же активно и так же бодро снимать сливки с новых ниш?
Нацелились на прибыль
В современном своем виде Тинькофф-банк работает 13 лет. В 2006 году Олег Тиньков купил небольшой Химмашбанк, чтобы создать на его основе банк, специализирующийся на дистанционной работе с физлицами. Вдохновили на это бизнесмена, только что удачно продавшего свою пивоваренную компанию, американские Wells Fargo и Capital One.
Инвестиции на первоначальном этапе составили 70 млн долларов (около трети вырученного за пивной бизнес). В принципе, идея не была такой уж уникальной: за шесть лет до Олега Тинькова построить похожий банк пытался Рустам Тарико — кстати, он, как и Тиньков, привлекал к разработке бизнес-модели «Русского стандарта» именитых западных консультантов: компанию McKinsey (Тинькову помогала The Boston Consulting Group). А два года спустя после Тинькова на рынок кредитных карт и, в числе прочего, удаленных банковских услуг для населения вышел основатель сети «Связной» Максим Ноготков. Кроме того, на рынке действовало несколько других банков-монолайнеров, активно кредитовавших граждан — наличными, на покупку в торговых точках, теми же картами («Хоум кредит», Кредит Европа банк, «Восточный экспресс» и т. д.).