В Евросоюзе большинство стран начали ослаблять карантинные меры. Основной аргумент властей таков: распространение коронавируса либо пошло на спад, либо стабилизировалось. Испания разрешила работать некоторым отраслям экономики, в частности строительному бизнесу, что позволит вернуться на рабочие места примерно трем миллионам человек. При этом власти требуют от работодателей предоставить своим сотрудникам индивидуальные средства защиты и обеспечить расстояние между работниками не менее двух метров. В Италии разрешена работа магазинов, торгующих книгами, товарами для новорожденных и канцелярскими принадлежностями. Северный итальянский регион Венето восстановил работу продовольственных рынков под открытым небом и разрешил местным жителям гулять на расстоянии 200 метров от их дома.
Австрия дала разрешение на работу магазинам площадью до 400 квадратных метров (хотя в больших магазинах легче обеспечить безопасную дистанцию между покупателями) и торговым предприятиям, специализирующимся на строительных и садовых товарах. С начала мая начнут работать все торговые центры и парикмахерские, а с середины — отели и рестораны. Германия, принимавшая тяжелых больных из Италии и Франции, но, к счастью, так и не столкнувшаяся с недостатком реанимационных отделений, также осторожно снимает карантинные ограничения. С 20 апреля в ФРГ откроются магазины площадью до 800 квадратных метров, автосалоны, зоопарки, библиотеки и книжные магазины. А с 4 мая вернутся к учебе старшеклассники и заработают парикмахерские. В соседней Дании, напротив, первыми пойдут в школу ученики первого–пятого классов (чтобы родители могли вернуться к работе). Президент Франции Эммануэль Макрон решил не обращать внимания на экономические последствия и продлил жесткий карантин до 11 мая, заявив, что «это единственный способ эффективного реагирования».
Продолжающая держаться особняком Швеция, практически не вводившая карантинных мер, так и не столкнулась ни с высокой смертностью, ни с переполнением больниц. Количество умерших на душу населения в Швеции вдвое превышает соответствующий показатель Германии, но их втрое меньше, чем в Италии. Пример этой скандинавской страны заставляет многих усомниться в действенности карантинных мер как таковых и искать причины итальянской и испанских трагедий в их системе здравоохранения, вернее в ее отсутствии.