В своем апрельском обзоре МВФ прогнозирует спад мировой экономики по итогам года на 3% ВВП. Подчеркивается, что это «намного хуже», чем в период финансового кризиса 2008–2009 годов. Учитывая консерватизм прогнозов МВФ даже по сравнению с прогнозами Всемирного банка, стоит ожидать, что спад будет раза в два глубже, чем в 2009-м. Развитые экономики при этом, согласно прогнозу МВФ, упадут на 6,1%, это вообще беспрецедентно.
Далее МВФ указывает: чтобы сдержать экономические последствия пандемии, странам придется принять антикризисных фискальных мер (повышение госрасходов, выделение госгарантий, кредитов, вливание капитала) на 8 трлн долларов. А это 9% мирового ВВП в 2019 году, когда он составлял 87 трлн долларов.
Итого имеем трехпроцентный спад при девятипроцентных стимулирующих мерах. Это невозможно признать чем-то близким к норме, обычному циклическому кризису и т. п. Это нечто феноменальное.
А что, собственно, произошло-то?
Вы слышали о каком-нибудь крупном банкротстве? Или, может быть, некая системообразующая отрасль экономики пришла в упадок? Вроде бы нет. Финансовые рынки? После срочных триллионных вливаний они стабилизируются на уровнях, которые по-прежнему подпадают под определение «пузырь». Не случилось ничего такого, что можно было бы назвать непосредственной экономической причиной кризиса.
Так что же взорвало мировую экономику? Реакция на пандемию нового необычного вируса. Даже не сама пандемия, а реакция на нее.
И это большая странность. Экономика была религией конца XX — начала XXI века. «Процветание, благосостояние, ликвидность!» — таков был ее девиз. На цифры экономического роста, производительности труда, отдачи на капитал буквально молились. И вдруг праздник непослушания! Все с энтузиазмом начали валить эту экономику.
Все вдруг подались в бессребреники? Да вроде бы нет. Трамп, как лев, бьется с Китаем. Китай не уступает. Британия с мясом вырвала когти из обмякшего тела Евросоюза. Саудовский король Салман вон какую бучу устроил на рынке нефти. Россия и США недавно обменялись обвинениями в проведении ядерных испытаний. Все хорошо.
Но откуда вдруг такой невероятный альтруизм? Мы остановили полпланеты, чтобы спасать людей — как-то так недавно высказался французский президент Макрон. Надо отдать ему должное, он прекрасно формулирует.
Все испугались… Да не нужен нам никакой экономический рост, пропади он пропадом! Будем спасать людей, начнем священную войну с «гриппом». Сто лет руки не доходили, и вот время пришло.