Попытка запретить аборты по причине патологии плода привела к массовым беспорядкам в Польше. «Женской забастовкой» заправляют левые и либералы, однако параллельно протестуют консервативные польские фермеры: традиционные сторонники правящей партии «Право и справедливость» выступают против невыгодного им закона о защите домашних животных. Недовольство властью охватило самые разные группы польского общества, страна расколота надвое. Ситуацию усугубляет междувластие в США, из-за которого американцы не могут выступить в своей традиционной роли «разводящего». Внутренние противоречия негативно сказываются на внешней политике Польши, в первую очередь восточной — в отношении Белоруссии и Украины.
Моральная революция Ярослава Качиньского
В 2015 году в Польше пришла к власти национал-консервативная партия «Право и справедливость» (ПиС), сформировавшаяся из правого крыла движения «Солидарность». Молодой европарламентарий от ПиС Анджей Дуда неожиданно для всех победил на выборах президента, правительство сформировала коалиция правых партий во главе с ПиС, а фактическим правителем страны стал лидер «Права и справедливости» Ярослав Качиньский — брат-близнец погибшего в авиакатастрофе под Смоленском в 2010 году президента Леха Качиньского.
До осени сего года Ярослав Качиньский не занимал никаких официальных постов, кроме должности председателя фракции «Права и справедливости» в польском Сейме. Так он продолжал давнюю польскую традицию, когда самый влиятельный человек в стране не имеет формального отношения к власти. Основатель возрожденного Польского государства Юзеф Пилсудский определял судьбы Второй Речи Посполитой и в период своего ухода со всех политических должностей, а Качиньский мнит себя вторым Пилсудским.
Оригинальный Пилсудский проводил политику санации — морального очищения польской нации. «Право и справедливость» тоже взяла власть под лозунгами моральной революции. По мнению консерваторов, Третья Речь Посполитая, возникшая в 1989 году, не состоялась из-за недостаточно решительной борьбы с «тлетворным» наследием социализма и Польша нуждается в новом национально-государственном строительстве на основе христианских ценностей.
Влияние в стране католической церкви и раньше было чрезвычайно велико. Костел удерживал польскую нацию от распада после разделов и потери государственности, а в ХХ веке «польский папа» Иоанн Павел II стал мировым символом Польши. Однако «Право и справедливость» задается целью перестроить всю польскую жизнь на основе католицизма. Лидеры партии называют это подчинением политики христианской морали.