Быстро построить свой бизнес с нуля и сразу заработать на нем много денег при минимальных стартовых инвестициях — обычная мечта всех начинающих бизнесменов. В кризисные времена это желание обостряется и в интернете появляются многочисленные подборки в общем стиле «10 идей для быстроокупаемого бизнеса». Можно выращивать на балконе грибы-вешенки или разводить винных улиток в аквариуме. Можно разводить саранчу, «протеиновую пищу будущего». Но чаще всего в «Яндексе» при запросе «малый бизнес» между строк выпадает реклама шиншилловых ферм.
Рекламные статьи и объявления обещают, что, купив пару зверьков по две тысячи рублей за штуку, клетку за пять-семь тысяч и ежемесячно закупая корма на десять тысяч, через год можно получить доход в 300%. Шиншилла рожает раз в четыре месяца, по три–пять детенышей в приплоде, а через полгода уже сами детеныши способны приносить потомство. Поголовье растет в геометрической прогрессии, только успевай продавать его — в качестве домашних питомцев, на расплод другим фермерам, на шкурки для шуб, наконец. Операционные расходы минимальные — на новые клетки, корма и редкое ветеринарное обслуживание. «Эксперт» попытался выяснить, что выгоднее: делать бизнес на жизни или смерти экзотических животных — выводить их в качестве домашних питомцев или сдавать на шкурки для экстравагантных шуб. Но убедился, что это один и тот же бизнес, окупаемость и перспективы которого, мягко говоря, сильно преувеличены.
«Матери-героини» умирают первыми
Появление у москвички Кристины Журавлевой собственного питомника каких-нибудь зверушек было таким же неотвратимым, как наступление совершеннолетия, — только вопросом времени. Она с детства любила животных, с пятого класса мечтала стать ветеринаром, выпросила у мамы хомячков и собаку. Потом появились породистые кошки, но это потом. Любовь к животным привела к двум решениям. Кристина поступила в Тимирязевскую академию, стала магистром зоотехники. В вузе поняла, что ветеринар — это тот же врач, а у каждого врача есть собственное кладбище. И кормление и содержание животных лучше, чем их лечение и, пусть невольное, убийство. Хомячки с этой точки зрения были выбором неудачным, так как быстро дохли. И в сентябре 2015-го Кристина купила свою первую пару шиншилл — с рук, на «Авито», за двенадцать тысяч рублей, вместе с «витриной» (заменитель клетки, кубический «шкаф» со стеклянной передней стенкой-дверцами), цена — от пяти тысяч рублей в зависимости от размера).