Мифы и лобби блокируют международное налоговое сотрудничество

Джомо Кваме Сундарам
почетный профессор, член Академии наук Малайзии
Анис Чаудури
адъюнкт-профессор Университета Нового Южного Уэльса и Западного Сиднейского Университета (Австралия), соредактор Journal of the Asia and Pacific Economy
19 июля 2021, 00:00

Слишком многие проглотили миф о том, что снижение корпоративного подоходного налога (КПН) до единого в глобальном масштабе уровня необходимо для привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Надо сказать, что эта идея, активно продвигаемая Соединенными Штатами, совсем не нова. Снижение прямых налогов на доход и богатство — неотъемлемая часть политики «вашингтонского консенсуса», продвигаемой правительством США с начала 1980-х годов в русле концепции «экономики предложения».

Идея о снижении КПН быстро перекочевала в рабочие документы Бреттон-Вудских институтов — МВФ и Всемирного банка. Не затруднив себя специальными доказательствами, МВФ заявил, что «полная отмена КПН была бы самым прямым применением теоретического результата, заключающегося в том, что малые страны с открытой экономикой не должны облагать налогом доход от капитала». А Всемирный банк в своем популярном ежегодном исследовании легкости ведения бизнеса (Doing Business Report) постоянно рекомендует отстающим в рейтинге странам внедрять налоговые стимулы.    

Следуя этим рекомендациям, правительства развивающихся стран провели налоговые реформы, сократив прогрессивное прямое налогообложение. Вместо этого они отдали предпочтение более регрессивным косвенным налогам, включая НДС. В результате, например, Танзания — третий по величине производитель золота в Африке — субсидирует, а не облагает налогом иностранные горнодобывающие компании.

Кстати говоря, другие исследования и опросы Всемирного банка давно показали, что налоговые льготы на самом деле не привлекают приток ПИИ, во всяком случае что касается инвестиций в гринфилд-проекты в несырьевых отраслях. Одновременно эти льготы сопряжены с дополнительными издержками на администрирование и стимулируют уклонение от налогов, а также лоббирование все более щедрого субсидирования.      

В более ранней работе Всемирного банка отмечалось, что «налоговые льготы не являются самым важным фактором для транснациональных корпораций при выборе мест для инвестирования. Более важны такие факторы, как базовая инфраструктура, политическая стабильность, а также стоимость и доступность рабочей силы».

МВФ же в одном из своих отчетов указывал, что фискальные издержки налоговых льгот могут быть недопустимо высокими, сокращая возможности для столь необходимых государственных расходов… или требуя более высоких налогов на другие виды деятельности.

Тем не менее рекомендации Бреттон-Вудских институтов, несомненно, привели к снижению уровня ставок КПН по всему миру. Впрочем, это не остановило транснациональные корпорации в их стремлении минимизировать уплату налогов, используя любые лазейки и международные налоговые убежища.

Средние ставки КПН для стран с высоким уровнем дохода упали с 38% в 1990 году до 23% в 2018-м. В странах со средним уровнем дохода — с 40 до 25%. Наконец, в группе низкодоходных стран ставки упали с 45 до 30%.  

Жестокая конкуренция по принципу «разори соседа» особенно сильно ударила по развивающимся странам, которые в гораздо большей степени полагаются на КПН, чем развитые. Снижение налогов побуждает к другим уступкам, еще больше подрывая базу корпоративного налогообложения. Таким образом, налоговые поступления теряются вдвойне как из-за снижения ставок, так и вследствие сжатия налогооблагаемой базы.  

Правительство Великобритании оценило глобальные потери доходов из-за минимизации налогов со стороны ТНК в 500‒650 млрд долларов в год. Причем эти неблагоприятные эффекты были в два-три раза более выражены в странах с низким уровнем дохода, нежели в странах с высоким доходом. Наибольшие потери по отношению к ВВП понесли страны Африки южнее Сахары, за ними следуют Латинская Америка и Карибский бассейн, Южная Азия.

МВФ считает, что установление единой для всех стран минимальной ставки корпоративного подоходного налога может остановить эту гонку за его понижение. «Большая семерка» недавно согласилась на минимальную ставку 15%, отклонив предложение министра финансов США Джанет Йеллен установить ее на уровне 21%. Ранее независимая комиссия по реформе международного корпоративного налогообложения рекомендовала установить минимальную ставку на уровне 25% и более справедливое распределение доходов в пользу развивающихся стран. Даже журнал The Economist согласен с тем, что предложение G7 отдает предпочтение богатым странам.

Назначенный Трампом президент Всемирного банка Дэвид Малпасс выступает против соглашения, утверждая, что оно подорвет способность бедных стран привлекать инвестиции, несмотря на то что исследования банка показывают обратное. Правительства Венгрии и Польши также возражают против сделки G7.    

Развивающиеся страны — члены G20 должны настоять на более высоком минимальном налоге и более справедливом распределении доходов. Если «большая семерка» откажется начинать с чего-либо, превышающего 15%, согласованный график повышения ставок на дополнительный один процент ежегодно достигнет 25% через десятилетие.

Международные налоговые правила в настоящее время устанавливаются богатыми странами посредством ОЭСР. Развивающиеся страны при этом оказываются в невыгодном положении. Они должны срочно начать настаивать на инклюзивном, сбалансированном и справедливом многостороннем процессе международного налогового сотрудничества.